Ральф Шумахер: Я чувствовал себя пассажиром реактивного самолета
Каждый из 22 гонщиков, участвующих в чемпионате "Формулы-1", мечтал, что наступление нового сезона принесет ему удачу, однако первый же поворот на трассе мельбурнского "Альберт-Парка" для 8 пилотов на этом "Гран-при Австралии" неожиданно оказался последним. Роковое столкновение Ральфа Шумахера с Рубенсом Баррикелло стало причиной схода еще шести машин, и на протяжении последней недели вся "формулическая" общественность была вовлечена в дискуссию на тему: "Кто виноват?"
ЧЕРНЫЙ ЮМОР РАЛЬФА
Что и говорить, Ральфу Шумахеру сейчас не позавидуешь. Пилот "Уильямса" опять, как и год назад, стал главным участником жуткой аварии на "Гран-при Австралии". Только сейчас в машину соперника врезался уже он сам. Единственное, пожалуй, что может утешить немца, это то, что в отличие от прошлого сезона, когда в результате его столкновения с Жаком Вильневым погиб один из маршалов гонки, на этот раз никто серьезно не пострадал. О том, что сам Шумахер отделался лишь испугом, говорит хотя бы тот факт, что сразу после инцидента Ральф сумел найти в себе силы на шутку: "Если бы у меня на борту было достаточно топлива, я бы, наверное, смог долететь на своем болиде прямо до дома".
Однако вряд ли этот черный юмор оценила супруга Ральфа Кора, несколько месяцев назад подарившая Шумахеру первенца. Впрочем, жене Рубенса Баррикелло, также недавно ставшей матерью, тоже не до смеха. И пока бедные женщины закупают валериану на оставшуюся часть сезона, их мужья, как это часто бывает в таких случаях, вовсю обвиняют друг друга. Так, по словам младшего брата четырехкратного чемпиона мира, бразилец нарушил главный закон обороны. После старта Баррикелло несколько раз менял траекторию, не давая Ральфу прорваться вперед, в то время как правилами разрешается изменять свою линию движения не более одного раза: "Я превосходно стартовал и когда уже хотел обойти Рубенса, он "захлопнул калитку" перед моим носом. Но когда я сместился на внешний радиус, Баррикелло вновь преградил мне путь. Я опять попытался выйти вперед, но в итоге "красная машина" неожиданно затормозила, и я не смог уйти от столкновения. В этот момент я чувствовал себя пассажиром реактивного самолета, и мне оставалось только молиться, чтобы болид совершил "мягкую посадку".
ШЛЕМ МОЖНО ВЫБРОСИТЬ
Один из руководителей "Уильямс-БМВ" Герхард Бергер, сам в прошлом пилот "Формулы-1", после внимательного просмотра видеозаписи этого инцидента поддержал Ральфа Шумахера, заявив, что гонщик "Феррари" в данной ситуации действовал некорректно. "Мы еще будем не раз обсуждать все случившееся, однако уже сейчас я могу сказать, что Рубенс менял свою траекторию несколько раз, в то время как в инструкции четко сказано, что разрешено перемещаться только единожды!" Самый "пожилой" пилот нынешнего чемпионата Эдди Ирвайн из команды "Ягуар" также склонен винить во всем Баррикелло: "Рубенс пошел слева, а затем нажал на тормоза. Этот прием часто использует Михаэль Шумахер, но ему, как правило, удается уйти от столкновения, однако на этот раз произошла авария. И это большая удача, что никто не был травмирован. Я считаю, что Рубенс был абсолютно неправ".
Может, сам того не желая, Эдди Ирвайн сумел объяснить причину того, почему один из самых опытных пилотов "королевских гонок" вдруг так "прокололся". Видимо, Рубенса Баррикелло давно уже мучает пресловутый "комплекс Михаэля", от которого в свое время сильно страдали и сам Ирвайн, и младший брат немца Ральф, и вот теперь настала очередь бразильца. "Баррикелло - очень хороший, надежный гонщик, — говорит Ральф. - Но когда он находится под давлением, ему трудно сдерживать свои эмоции. Главная проблема бразильца в том, что он отчаянно пытается опередить Михаэля, и пока Рубенс не поймет это, подобные неприятности с ним будут происходить и дальше".
Что же касается самого Баррикелло, то он не намерен признавать свою вину и считает, что Ральф Шумахер помешал ему выиграть австралийский "Гран-при". "Если бы меня не было перед Ральфом, он бы не смог вписаться в поворот. Это так просто. Я не менял свою траекторию, я старался правильно вписаться в поворот, а он не тормозил."
Понятно, что после такой аварии и Ральф, и Рубенс могут считать себя настоящими счастливчиками — что такое не выигранные очки по сравнению с потерей самой жизни! Как признался Баррикелло через несколько дней после гонки, этот инцидент лишь благодаря последним мерам безопасности, принятым в "Формуле-1", и стечению обстоятельств, закончился не столь плачевно, как год назад: "После столкновения с машиной Ральфа я почувствовал какой-то удар, однако больше я ничего сначала не заметил. И только когда добрался до боксов, разглядел черную отметину на своем шлеме. Это был серьезный контакт с моим собственным задним крылом. Шлем теперь можно выбросить, так как он уже не пригоден для эксплуатации".
ОБЫЧНЫЙ ГОНОЧНЫЙ ЭПИЗОД
Естественно, что подобные аварии всегда становятся предметом самого пристального разбирательства со стороны чиновников ФИА. И некоторые главы команд, включая Рона Денниса из "Макларена" и Герхарда Бергера, призвали федерацию провести дополнительное расследование этого эпизода "Гран-при Австралии", однако шеф ФИА Макс Мосли заявил, что его подчиненные не будут никого наказывать и ограничатся лишь строгим выговором пилотам.
Подобное решение чиновников Международной федерации автоспорта вызывает, мягко говоря, недоумение. Тем более что сам Макс Мосли не раз выступал за ужесточение правил безопасности в "Формуле-1". Странно, что, рассматривая аварию Баррикелло и Шумахера, чиновники ФИА забывают о шести других пострадавших в этом столкновении. Ведь через несколько секунд после тарана Рубенса на трассе образовалась настоящая куча-мала из 8 покореженных болидов. В итоге финишировать смогли меньше 10 пилотов.
Многие специалисты после окончания этапа сразу же заявили, что решение продолжить гонку в режиме "сэйфети-кар", вместо того чтобы остановить ее красными флагами и дать возможность многим невинно пострадавшим стартовать еще раз, было явной ошибкой стюардов. Один из тех, кто возмущен действиями организаторов "Гран-при" — технический директор "Джордана" Гэри Андерсон: "Решение не останавливать гонку было, на мой взгляд, просто абсурдным! Неужели вы думаете, что тех телезрителей, которые наблюдали за "Гран-при Австралии" в прямом эфире, устроило то, что по трассе катались 8-9 машин? Мы все имели запасные автомобили и могли бы совершенно спокойно выпустить их на трек. О каком тогда повышении интереса к "Формуле-1" можно вообще говорить?!"
Но Макс Мосли и здесь неумолим. Как считает глава ФИА, каждый гонщик должен быть готов к тому, что уже после первого поворота он завершит гонку, даже если его собственной вины в этом не будет: "Мы никогда не останавливаем гонку, если трасса не перекрыта или не усеяна обломками, которые невозможно объехать."