Елена Прохорова: Я опасалась только себя
В это трудно поверить, но 23-летняя Елена Прохорова из Кемерова выиграла титул чемпионки Европы по пятиборью, практически не готовясь к этим соревнованиям. После двух сложнейших сезонов чемпионка мира 2001 года, серебряный призер Олимпиады-2000 по семиборью, обладательница серебряной медали чемпионата мира-2001 в закрытых помещениях решила годик отдохнуть, чтобы восстановить силы перед новым штурмом победных высот. Однако в начале февраля ей позвонил главный тренер сборной России Валерий Куличенко и сказал: "Лена, если на чемпионате России никто не сумеет выполнить квалификационный норматив для участия в чемпионате Европы, ты сможешь поехать в Вену и выступить?" Она согласилась, даже сама не зная почему.
— Лена, и что же вы сделали, когда положили телефонную трубку? Не упрекнули себя в излишней мягкотелости, ведь наверняка уже строили другие планы на этот год?
— Нет. Никаких серьезных обязательств я не давала. Да от меня их никто и не требовал. Просто согласилась участвовать, а там как получится, ведь на подготовку у меня был всего месяц.
— Где вы его провели?
— Дома, в местном манеже, благо там есть все условия для полноценных тренировок.
— Но позвольте, еще полгода назад после чемпионата мира в Эдмонтоне вы заявляли обратное и даже объявили о своих намерениях перебраться в Москву?
— После моей победы в Эдмонтоне ситуация резко изменилась. В Кемерове теперь стараются меня поддерживать.
— Сейчас, естественно, не жалеете, что согласились участвовать в этом чемпионате?
— Я считаю, что приняла правильное решение. Еще раз себя проверила.
— Когда ехали сюда, знали, на какой результат примерно готовы?
— Думала, что для медали хватит где-то 4500-4600 очков. А увидев стартовый протокол, обрадовалась, поскольку никого из основных моих соперниц там не оказалось. Однако легкой прогулки не получилось — за победу пришлось побороться.
— И все-таки кого из тех, кто вышел на старт, вы опасались больше всего?
— Самой себя.
— Обрадовавшись "легкому" стартовому протоколу, наверное, уже ощутили себя чемпионкой?
— Если бы я специально готовилась к этим соревнованиям и была в хорошей форме, то наверняка именно так в этой ситуации и решила бы. Но я, повторюсь, приехала сюда не то чтобы на авось, а практически неподготовленной. Поэтому боялась, что смогу не выдержать. Все-таки пять дисциплин в один день!
— Кстати, как вам такой регламент соревнований?
— Тяжеловато, конечно. Мне больше нравится семиборье, программа которого разбита на два дня.
— Расскажите, как сложились для вас эти соревнования?
— Первый вид — барьерный бег на 60 метров — получился достаточно неплохо. А вот со вторым — прыжками в высоту — было уже посложнее. Может быть, сказалось то обстоятельство, что в это же время параллельно проходили еще два вида прыжковых соревнований и мы друг другу мешали. Трудно сказать, но результатом осталась недовольна.
Третья дисциплина — толкание ядра — мой традиционно провальный вид. Почему-то на тренировках и предстартовых разминках толкаю хорошо, а на соревнованиях все куда-то девается. На сей раз все получилось на редкость удачно. Возможно, потому, что вышла в сектор в новых тапочках. Но это, конечно, шутка.
В четвертом виде программы навалилась усталость, поскольку все дисциплины следовали друг за другом и у нас не было возможности даже размяться. А тут еще прыжок португалки Гомес на 6.50 едва не выбил из колеи. После него я поняла: на 800-метровке придется упереться, чтобы отыграть проигранное. На дистанции выложилась до конца.
— На финише сразу поняли, что победили в сумме или пришлось подсчитывать очки?
— Нет, я посмотрела на табло и мысленно себя поздравила. Мне надо было, чтобы португалка пробежала не быстрее 2.20, что она и сделала, показав результат 2.21,53. Для меня в принципе это было ожидаемо. Дело даже не в ее заявочном результате, который равнялся 2.25, просто сработало спортивное чутье. Я посмотрела на нее и сразу решила: девочка довольно тяжелая и рыхловатая, ей будет тяжело тягаться со мною в беге… И все-таки она приятно меня удивила, я ведь раньше о ней даже не слышала.
— Как вы думаете, это разовое явление или в мировом легкоатлетическом многоборье появилась еще одна сильная спортсменка?
— Сейчас трудно об этом судить — летний сезон покажет.
— А зимний для вас закончился?
— Да.
— Чемпионат Европы стал первым и последним в нем стартом?
— Нет. В январе я один раз выступила на международном турнире в немецком городе Халле, где заняла второе место с суммой 4510.
— Летний чемпионат Европы в Мюнхене есть в ваших планах?
— На данный момент нет, поскольку, решив пропустить этот год, я немного расслабилась, а к таким соревнованиям надо готовить себя с самого начала сезона.
— А если летом вновь позвонит Куличенко и попросит выступить в Мюнхене?
— Дело не в том, попросит он или нет. Здоровья может не хватить.
— Из Вены летите в Кемерово?
— Нет. Седьмого марта я должна быть вместе с командой на учебно-тренировочном сборе в Кисловодске, который продлится два с половиной месяца. Так что дома появлюсь нескоро.
— Летом вообще не планируете никаких стартов?
— Почему же? Хочу поехать на пару коммерческих турниров — на этап Кубка в Германию, потом на традиционные соревнования многоборцев в австрийский Гетцис, а дальше посмотрим.
— После прошлогодней победы на чемпионате мира в Эдмонтоне вы непривычно долгое для себя время провели дома. Если не секрет, чем занимались?
— Съездила в Монако на традиционное чествование лучших спортсменов года, а так в основном занималась домашним хозяйством. Готовила мужу еду.
— А Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити по телевизору посмотрели?
— Конечно. Каждый день ложилась спать не раньше двух часов ночи. Тем не менее не скажу, что получила большое удовольствие. Неприятно было наблюдать за теми закулисными играми, которые велись вокруг Олимпиады. Я мало что понимаю в лыжных гонках, а вот фигуристку Ирину Слуцкую очень жалко. У меня ведь глаза есть, и я видела, что ее откровенно засудили…