Михаил Иванов: Дед Матвей меня не догнал
Победа нашего 24-летнего гонщика Михаила Иванова из города Остров Псковской области в гонке на 50 км стала поистине историческим событием для российского лыжного спорта. Последний раз мы выиграли золотую олимпийскую медаль в мужским гонках четырнадцать лет назад в далеком Калгари — тогда отличились Михаил Деветьяров и Алексей Прокуроров. Что же касается непосредственно дистанции 50 км, то последним нашим олимпийским чемпионом в этой дисциплине стал Николай Зимятов, отличившийся в 1980 году в Лейк-Плэсиде.
СОМНИТЕЛЬНАЯ ДИЕТА
— Миша, как сложилась для вас гонка? Это была заранее продуманная тактика-с первых же метров включить максимальную скорость?
— Нет. Напротив, старался не завышать темп с самого начала, как можно дольше сдерживать себя, чтобы не "захлебнуться", потому что здесь высота, а мне бег в таких условиях дается очень тяжело. Я так и не сумел к ним адаптироваться. Начинаю вроде бы легко, а потом вдруг, как мы говорим, дед Матвей по голове стукнет и уже не отпускает.
— Тем не менее уже на первом круге вы возглавили бег?
— Меня самого это удивило, потому что планировал начать спокойнее. Был уверен, что основные соперники затаились, не хотят форсировать события, чтобы рвануть на последних километрах. Но этого так и не произошло. Сил догнать меня хватило только у Мюлегга. Тут свою роль сыграл еще вот какой фактор — на середине дистанции на верхних петлях трассы погода резко изменилась, заметно потеплело, лыжня там стала более водянистой, и лыжи у меня стали ехать намного хуже. Для того чтобы сохранить на этих участках скорость, пришлось очень сильно отталкиваться палками, а это потребовало много дополнительной энергии.
— Как выяснилось, чемпионство Мюлегга в этой гонке оказалось липовым. Новость о том, что в его анализе на ЭПО обнаружен запрещенный препарат, вас сильно удивила?
— Я сразу вспомнил рассказы Йоханна о том, что он якобы придерживается диеты, и поэтому у него повышенное содержание гемоглобина в крови. Вот врун! Конечно, его поистине феноменальный бег на этой Олимпиаде, особенно работа на подъемах, вызывали некоторые сомнения, но не пойманный, как говорится, не вор. Конечно, я безмерно счастлив, став олимпийским чемпионом, но в то же время по-человечески жаль Мюлегга: все-таки он великий гонщик.
— Признайтесь, с каким настроением вы вышли на старт 50-километровой гонки. На что надеялись?
— Я настраивался именно на эту гонку и на эстафету. В марафоне, хотите верьте - хотите нет, планировал выиграть золото, и когда начались разговоры о том, что российская команда в знак протеста против необъективного судейства может преждевременно покинуть Олимпийские игры, испугался по-настоящему. Слава богу, что здравый смысл взял верх и я смог осуществить свою мечту.
— В этой гонке у вас просто феноменально ехали лыжи. Кто, если не секрет, вам их готовил?
— Подготовкой лыж в нашей команде занимается специальная группа тренеров, в которой четко распределены обязанности-кто-то "обкатывает" мази, кто-то-парафины, порошки. Я бы не сказал, что в этот день мои лыжи шли феноменально. Поначалу они работали действительно здорово, но когда погода изменилась, снег немного подтаял, возникли некоторые проблемы.
ОЛИМПИАДА БЕЗ ОЛИМПИЙСКОГО ДУХА
— Дисквалификация нашей женской эстафетной команды как-то отразилась в психологическом плане на вашей подготовке к последнему бегу?
— Я бы не сказал. Конечно, история получилось некрасивой, но, готовясь к старту, я старался о ней не вспоминать. Каждый должен заниматься своим делом. Я приехал в Солт-Лейк-Сити побеждать, а не думать о каких-то казусах, которых, к сожалению, на этой Олимпиаде было много. Зато не было самого главного — олимпийского духа. Мне кажется, что не нужно было отдавать Олимпиаду американцам — они с ней, на мой взгляд, не справились, в том числе и в организационном плане. Порой до смешного доходило. На предолимпийском сборе, когда мы первый раз решили приехать на лыжный стадион, элементарным образом заблудились, поскольку не встретили ни одной таблички, ни одного указателя. Они появились чуть ли в день соревнований.
— Судя по всему, не только скандал в женской эстафете, но и относительная неудача в мужской не сильно повлияли на ваш морально-боевой дух перед последней гонкой. Тем не менее, думается, вас не совсем устроил результат в эстафете, в которой от нашей команды ждали медаль?
— Ждали не только наши болельщики, мы сами, но даже… наши соперники. Когда началась эта гонка, эстонцы, к примеру, говорили, что они не сомневаются в нашей серебряной медали. Удивлялись, почему Виталик Денисов бежит не первый этап, а третий. Уверен, что все сложилось бы для нас куда более удачно, не потеряй мы по техническим причинам одно звено в той цепочке, которая называется командой.
— Что вы имеете в виду?
— Не "что", а "кого". Речь идет о Володе Вилисове, который, что называется, выпал из обоймы, так и не сумев приспособиться к высоте. В физиологическом плане ему здесь даже тяжелее, чем мне. Пришлось тренерам искать Володе замену и вместе с тем перекраивать всю эстафетную команду.
ВЫТАСКИВАЛ СЕБЯ РУКАМИ
— Миша, можете назвать своего самого главного болельщика на этой Олимпиаде?
— Я думаю, что за меня в России болели все, кто не равнодушен к лыжным гонкам, к Олимпийским играм. После первых неудачных стартов мне позвонили из родного города Остров Псковской области, сказали, что весь город в буквальном смысле в трауре. После этого, сами понимаете, я не мог не выиграть олимпийскую медаль
— Дистанция 50 км считается вершиной, классикой лыжных гонок. Что для вас она значит?
— Для меня это длинная дорога, преодолевая которую, я имел время обо всем подумать.
— О чем вы думали на этот раз?
— О том, чтобы не "зарываться". Главным было сохранить темп, чтобы меня не "обрубило" раньше времени. В конце второго круга мышцы в ногах начали наливаться, стало немного пошатывать — я руками себя вытаскивал, с силой отталкиваясь палками.
— А мысль о победе была?
— Да, но я ее отгонял, потому что знал: все будет решаться на последних километрах. Здесь высота — если "обрубит" на дистанции, уже не отпустит. Это в Европе — устал, терпишь пару километров, а потом приходит второе дыхание. Тут этот номер не проходит: если, повторюсь, "накрыло", то навсегда.
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
23 февраля. Мужчины. 50 км классическим стилем. 1. Михаил Иванов (Россия) - 2:06.20,8. 2. Андрюс Веерпалу (Эстония) — 2:06.44,5. 3. Одд-Бьорн Хьелмесет (Норвегия) — 2:08.41,5. 4. Андреас Шлюттер (Германия) — 2:08.54,8. 5. Михаил Ботвинов (Австрия) - 2:09.21,7. 6. Хироюки Имаи (Япония) — 2:09.41,3. 7. Андерс Эукланд (Норвегия) — 2:10.05,7. 8. Лукаш Бауэр (Чехия) — 2:10.41,9. 9. Фроде Эстиль — 2:10.44,8. 10. Эрлинг Эвне (оба — Норвегия) — 2:12.06,6… 15. Владимир Вилисов — 2:14.37,5… 25. Сергей Крянин - 2:16.59,8… 29. Алексей Прокуроров (все — Россия) - 2:18.30,4.
Заявлено 64 участника, финишировали 58, не стартовали 3, сошли 2. Йоханн Мюлегг (Испания), показавший лучший результат, дисквалифицирован.
24 февраля. Женщины. 30 км классическим стилем. 1. Габриэлла Паруцци - 1:30.57,1. 2. Стефания Бельмондо (обе — Италия) - 1:31.01,6. 3. Бенте Скари - 1:31.36,3. 4. Анита Моэн (обе — Норвегия) - 1:31.37,3. 5. Валентина Шевченко (Украина) - 1:33.03,1. 6. Виола Бауэр (Германия) - 1:33.25,1. 7. Кристина Шмигун (Эстония) - 1:33.52,7. 8. Вибеке Скофтеруд (Норвегия) - 1:35.02,3. 9. Юлия Чепалова (Россия) - 1:35.37,4. 10. Наташа Леонарди-Кортези (Швейцария) - 1:35.46,8… 20. Ольга Завьялова (Россия) - 1:37.47,4.
Заявлено 53 участницы, финишировали 43, 1 не стартовала, сошли 7.
Лариса Лазутина, показавшая лучший результат, и Ольга Данилова (обе - Россия) дисквалифицированы.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Олимпийская судейская коллегия постановила: присудить российским лыжницам, пришедшим первыми на финиш, второе место за то, что они совершили меньшее количество шагов на дистанции, чем американки.