Эстафета нашей жизни
Немецкая женская эстафетная команда второй раз подряд стала победительницей Олимпийских игр. Российская четверка стреляющих лыжниц, великолепно начав гонку, провалилась на втором этапе и едва не осталась без медалей. На финише Альбину Ахатову от болгарки Екатерины Дафовски отделили шесть секунд.
Возле Солдатской долины проходит железнодорожная ветка. Примерно раз в полчаса к пустынному полустанку подходит состав из шести допотопных вагонов. Маленький паровоз пускает клубы густого черного дыма и оглашает местность громким и протяжным гудком. Отчаянная тоска и пронзительное самоутверждение, слышащееся в этом гудке, звучали в понедельник в унисон сердцам российских болельщиков, наблюдавших за женской эстафетной гонкой. В четырех ее этапах, как в зеркале, отразилась сама наша жизнь: с ее короткими вспышками удач, затяжными полосами всевозможных напастей и преодолением себя тогда, когда кажется, что все потеряно.
Мы едем с церемонии награждения. Прошло уже полдня с момента финиша, и первые эмоции слегка улеглись, дав место разуму и ясному взгляду на произошедшее. В микроавтобусе четыре призера олимпийской гонки и два тренера. Негромкий разговор возвращает нас к событиям утра.
ОЛЬГА
Ольгу Пылеву уже не первый год ставят на первый этап в эстафетах. И она практически никогда не уступает соперницам. Не случайно ведь немцы, зная это, убрали свою "забойную" эстафетчицу Уши Дизль на второй этап. После того как Пылева несколько раз ломала Дизль на своем этапе, немецкой команде приходилось очень трудно. Между тем сама Ольга призналась как-то, что хотела бы пробежать на последнем этапе и "финишировать, размахивая флагом".
— Да это я так, красивую картинку себе рисую, — отмахнулась обладательница двух наград XIX Белой Олимпиады. — К первым этапам уже привыкла. Еще когда лыжницей была, эстафеты всегда открывала. И вообще считаю, первый этап самый легкий.
— Почему?
— Гонка начинается с чистого листа, и даже если ты (мало ли что!) ошибешься, то есть еще три этапа, чтобы эти ошибки исправить. Хотя психологическое испытание не из легких. Даже немного горжусь про себя, что из четырех прошедших в этом году эстафет я свой этап никому не уступила.
— После победы в гонке преследования, надо полагать, имел место некоторый эмоциональный подъем?
— Не сказала бы. Появился даже некоторый мандраж.
— Откуда вдруг у олимпийской чемпионки нервные переживания?
— С Апель бежать — не подарок. В прошедших гонках она мимо меня так быстро проходила, что я боялась: и здесь может произойти такое. Но не дрогнула, а вот Апель явно не справилась с нервами.
— После передачи вами эстафеты Галине Куклевой, вы еще целый час наблюдали за гонкой. Какие мысли вас тогда посещали?
— Я стояла на трассе и поддерживала девчонок, когда они карабкались на подъем. Стрельбу не видела, а только слышала сообщения о ней по рации. Какие эмоции? Очень болела за наших. Переживала. Ругаться (даже про себя) — со мной такого не было. Даже не вспомню точно, что там было у меня на душе. Отрицательных эмоций по отношению к подругам не было точно.
— Верили, что Света Ишмуратова и Альбина Ахатова сумеют вытянуть команду с 8-го места?
— Я знала, что от третьего места нас отделяет немного. Да и тренеры на трассе стали вести спортсменок по третьему месту. С немками бороться было уже бесполезно. У них надо висеть на спине, и тогда они сами отдадут тебе золото. Когда немки убегают больше чем на 30 секунд, их не догнать. Неплохо было бы занять второе место, но эти вопросы надо было решать до того, как на этап ушла Пуаре.
— В этом году на этапах Кубка мира вы бегали в желтой шапочке. В ней же выиграли гонку преследования. А на эстафету вдруг вышли в повязке. Кончился фарт у шапочки?
— Нет, просто жарко было так, что аж мозги закипали.
— Вопрос не по теме эстафеты — чем для Ольги Пылевой стала Олимпиада в Солт-Лейк-Сити?
— Пожалуй, главным стало то, что я смогла переломить себя. Помню, когда после гонки преследования мы уходили вместе с Вильхельм со стадиона, перед подъемом я подумала, что Кати меня сейчас догонит. Попробовала успокоить себя: "Если это будет серебряная медаль, то это здорово — медаль на Олимпийских играх!" Но потом меня вдруг пробило: "Вот из-за этого я, наверное, и была всегда вторая. Нет уж — пусть я последние силы отдам, но буду первой".
ГАЛИНА
В Галине Куклевой тренеры были уверены если не на 100, то, по крайней мере, на 90 процентов. Олимпийская чемпионка Нагано и двукратная чемпионка мира в эстафетных гонках Галина всегда задавала тон выступлению нашей команды в эстафетах. Не стала исключением и прошедшая гонка. Вот только вышло здесь все наоборот.
— Чувствовала: что-то нехорошее в этой гонке произойдет, — вздыхала Галина. — И в зеркало перед выходом второпях не посмотрела, и вообще дергалась чрезвычайно много. Сама от себя этого не ожидала.
— Но ведь и сезон в целом, и Олимпийские игры в частности шли как будто совсем неплохо?
— Вы правы, и сезон, и две гонки (спринт и гонка преследования) здесь, в Америке, прошли в хорошем состоянии. Стрельба была на нормальном уровне, да и ногами работала довольно неплохо. Помню, что даже после того, как в гонке преследования на последнем огневом рубеже я промахнулась и лишила себя медали, подумала, что к эстафете надо будет над этим поработать.
— На этап вы уходили первой, что вообще-то не вполне привычно для вас. Чаще вам приходилось догонять соперниц. Это обстоятельство наложило дополнительный отпечаток на внутреннее самочувствие?
— Нервозность имела место и во время предыдущих гонок. Справляться с мандражом помогал опыт, и перед уходом на свой этап я думала, что так произойдет и на этот раз. Мой провал сложился из мелочей: азарт гонки, высокая ответственность, собственная несобранность — все это привело к тому, что на рубежах я допустила много ошибок.
— Когда после первой стрельбы вас настигли Дизль, Никульшина и Лысенко, вы стали больше нервничать?
— Когда узнала, что Дизль бежит второй этап, не обрадовалась. Она в этом году успела мне и в Рупольдинге нервы потрепать. Когда она меня догнала, это, несомненно, усугубило мое настроение. Так понемногу я дошла до того состояния, в котором заработала два штрафных круга.
— На Играх в Нагано тоже, помнится, имел место неприятный момент именно на вашем этапе.
— Вы правы, в Нагано я также неважно прошла свой эстафетный этап. Упала и, во-первых, потеряла на этом около 15 секунд, а во-вторых, позволила немкам догнать нас, хотя к тому времени уже стала уходить в отрыв. Зато в Нагано я лучше работала на лыжне. Мартина Цельнер, бежавшая тот этап, заметно проигрывала мне в скорости.
— Что вы делали после передачи эстафеты? С каким чувством следили за тем, как дальше развивалась гонка?
— Для начала я с трудом уняла слезы досады. Состояние было ужасным. Хотелось исчезнуть, провалиться куда-нибудь. Уж, по крайней мере, никого не видеть. Полная опустошенность.
— В вашей спортивной карьере что-нибудь подобное случалось?
— Нет, подобное произошло со мной впервые. С другими такие провалы случались. Скажем, я хорошо помню олимпийскую эстафету 1994 года в Лиллехаммере, когда Симона Греммер-Патерманн зашла на два круга, а наша команда стала победительницей.
— Пройдет время, и вы будете вспоминать эту эстафету так, как сейчас вспоминаете Игры Нагано. Возможно, вы уже представляете, что будет главным в этих воспоминаниях?
— Главным будет, конечно, огромная благодарность команде, сумевшей исправить положение и не оставить сборную без наград.
СВЕТЛАНА
Светлана Ишмуратова заснула. Что ей снилось? То, как она стремительным броском настигла беглянок из четырех команд и после второго рубежа вышла на третье место и сократила разрыв с норвежками до 11 секунд (кстати, бежала Света на лыжах Любови Егоровой, одолженных на время эстафеты). Или, может быть, она вспоминала, как долго доказывала тренерам свое право на место в эстафетной команде и доказала лишь в последней гонке. А возможно, она переживала впечатления от разговора с мамой, которой позвонила в Челябинск прямо с церемонии награждения, и думала, что такое она купит в подарок родным и близким. Будить ее никто не захотел. Медалистка Белой Олимпиады имеет право поспать после тяжелой работы.
АЛЬБИНА
Олимпиада в Солт-Лейк-Сити стала для Альбины Ахатовой второй. Четыре года назад в Нагано она здесь же в эстафете завоевала серебро. Полтора года назад вынужденная операция ноги едва не поставила крест на новых олимпийских планах.
— Окончательно поправиться мне удалось только в мае, а вернуться к полноценным тренировкам я смогла и вовсе лишь в июле. На первом после операции сборе, который я провела с Леонидом Гурьевым, мой уровень был ниже всякой критики. И желание было огромное, и сил, как казалось, достаточно, но только в течение всего лета девчонки из сборной обходили меня, как телеграфный столб. Не готова к работе была не только я. Сердце зашкаливало так, что доктору приходилось меня постоянно сдерживать.
Несмотря на это, был проделан, как никогда, большой объем работы и сезон начинала уже на пике, хотя со стрельбой были большие нелады. Словом, результата не было. На "Ижевской винтовке" была вторая и седьмая. Некоторый прогресс пошел лишь после нового года на этапах в Оберхофе и Рупольдинге. Но на Олимпиаду все равно отобралась буквально в последний момент.
— В Солт-Лейк-Сити вы приняли участие в индивидуальной гонке, а затем был перерыв почти в неделю. Это помогло или, напротив, усложнило подготовку к эстафете?
— Нынешняя эстафета была для меня лишь второй в году. Первую в Рупольдинге я пробежала неплохо, однако эта гонка слишком специфична для того, чтобы говорить, что для подготовки к олимпийскому старту одной репетиции достаточно. У Олимпиады совершенно другой ранг, да и сам дух соревнований иной. Когда бежишь на этапах Кубка, часто чувствуешь азарт, кураж, наглость какую-то при стрельбе, чего на Играх практически не бывает. Степень ответственности за результат здесь несоизмеримо высока.
— В момент передачи эстафеты отставание от норвежек составляло около 11 секунд. В каком состоянии и, главное, с каким намерением уходили вы на этап?
— Понимала, что легкой гонки не будет и любая медаль — серебряная или бронзовая (о золоте не могли мечтать уже даже оптимисты) — может быть добыта только тяжелым трудом. С Пуаре бороться было трудно — она в очень хорошей форме. Но бронзу я обязана была сохранить и рада, что сделала это.
— Однако последние метры вы ехали очень тяжело. Что-то случилось с вами или с лыжами?
— Что там случилось или не случилось с лыжами, я не помню. Зато, что происходило с ногами, запомню, наверное, на всю жизнь. Первые два круга я прошла довольно резво, а вот на третьем, как говорят лыжники, едва не "капнула". Захлебнулась гонкой или повлиял перерыв — не могу сказать. Возможно, сказалось то, что в горах мы находимся уже 26-й день. Такими длинными даже сборы не часто бывают. Последние два дня у меня жутко затекали ноги. Я и массаж делала, и витамины у доктора просила — ничего не помогло. Последний спуск шла на параллельных лыжах, толкаясь палками. Как дошла — помню смутно. Хорошо, что Дафовска стрельнула два дополнительных патрона на стойке, иначе было бы еще труднее.
— Чем запомнится нынешняя Олимпиада и эстафетная гонка призеру двух Белых Игр Альбине Ахатовой?
— Огромным трудом. До последней гонки мне казалось, что труднее, чем было в 1998 году в Нагано, уже не будет. А вот закончилась эта эстафета, я рухнула на снег, что редко себе позволяю, а ноги до сих пор как чугунные и болят невероятно. Конечно, очень рада завоеванной олимпийской медали.
Мы подъехали к домику поздно ночью, и девушки пошли спать. Жизнь не заканчивается с окончанием Олимпиады. Им еще есть что доказывать и есть над чем работать, а значит, им нужны силы. Только Ольга Пылева по просьбе вашего корреспондента сходила наверх за золотой медалью и в первый раз сфотографировалась с двумя своими наградами.
18 февраля
Женщины. Эстафета 4х7,5 км. 1. Германия (Катрин Апель (1 промах + 3 дополнительных патрона), Уши Дизль (0+2), Андреа Хенкель (0+0), Кати Вильхельм (0+2) - 1:27.55,0 (1+7). 2. Норвегия (Анн Элен Скьелбрейд (0+3), Линда Тьерхом (0+1), Гунн Маргит Андреассен (0+2), Лив Грете Пуаре (0+3) - 1:28.25,6 (0+9). 3. Россия (Ольга Пылева (0+2), Галина Куклева (2+6), Светлана Ишмуратова (0+2), Альбина Ахатова (0+3) - 1:29.19,7 (2+13). 4. Болгария - 1:29.25,8 (0+13). 5. Словакия - 1:30.11,5 (1+8). 6. Словения - 1:30.18,0 (0+13). 7. Белоруссия - 1:31.01,6 (0+7). 8. Чехия - 1:31.07,6 (0+8). 9. Франция - 1:31.09,3 (0+11). 10. Украина - 1:32.00,6 (1+5). Всего стартовало 15 команд.