Вокруг Соленого озера в позе аиста
В знак доказательства я готов даже первый раз в жизни промчаться по трассе горного слалома или сигануть со 120-метрового олимпийского трамплина в живописнейшем "Парке Юта", но вы все равно не поверите, что в Солт-Лейк-Сити, где проживает не более миллиона жителей, не все знают, что в их городе проходят Олимпийские игры. А между тем это истинная правда — мне "посчастливилось" встретить здесь таких. Ну а среди осведомленных немало тех, которые ждут не дождутся, когда же эти проклятые Игры, нарушившие их размеренный порядок жизни, закончатся…
В ЗОНЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Бывшая московская художница Зоя Маслак, уже давно живущая в Солт-Лейк-Сити, рассказала за рюмкой "Гжелки" в "Русском доме", что постоянно перекрытые в связи с Играми городские улицы стали настоящим бичом для местных деловых людей, многие из-за этого даже приостановили свой бизнес, неся серьезные убытки. А во второй день Олимпиады застрявшая в автомобильной пробке подруга Зои опоздала на самолет. Что она потом сказала в адрес всемирного спортивного праздника, временно прописавшегося в ее родном городе, догадайтесь сами.
Так что сакраментальную фразу: "Наконец-то праздник пришел и на нашу улицу!" — из некоторых жителей столицы XIX Игр клещами не вытянешь. Да, если уж быть до конца честным, ощущения праздника в Солт-Лейк-Сити нет. Более того, постоянно ловлю себя на мысли, что нахожусь в зоне боевых действий. Локальные "войны" происходят повсюду — между журналистами в микст-зоне за более удобную позицию во время интервью, между спортсменами и представителями антидопинговой службы, между участниками соревнований. Классический в этом плане пример — нетактичная, по выражению Юлии Чепаловой, лыжная гонка на 15 км с массового старта, в которой главные фавориты бились так, аж палки летели…
Усугубляют картину сотни вооруженных секьюрити, обеспечивающих безопасность участников и гостей Олимпиады даже там, где, казалось бы, им ничто не угрожает. Известное утверждение основателя современных Игр барона Кубертена, что спорт — это мир, для работников служб безопасности ровным счетом ничего не значит. На подступах к олимпийским объектам они с повышенным, мягко говоря, усердием досматривают личные вещи даже у тех, чьим спортивным мастерством сами восхищаются. И хотя при этом улыбки не сходят с их лиц, отношение к подобным проверкам неоднозначное. По крайней мере, заявление пятикратной олимпийской чемпионки, участницы четырех Олимпиад лыжницы Ларисы Лазутиной о том, что никогда раньше ее не унижали столь нескрываемым недоверием, было встречено в конференц-зале такими же аплодисментами, как и последующие за этим слова итальянки Стефании Бельмондо о том, что она с пониманием относится к подобным действиям секьюрити.
БУТЫЛКУ ВОДКИ ОТКРЫЛИ НА ОТКРЫТИИ
Конечно, рассказ Лазутиной о том, что охранники обнюхивают даже воду, которую она берет с собой на лыжню, впечатляет, но в свою очередь хочу заметить, что предолимпийские уверения Оргкомитета нынешних Игр о принятых якобы беспрецедентных мерах безопасности оказались сильно преувеличенными. Как очевидец смею утверждать, что, например, шесть лет назад на Олимпийских играх в Атланте контроль был куда жестче. Судите сами. Восьмого февраля во время церемонии открытия нынешней Олимпиады мы с коллегой из отдела хоккея Вячеславом Паниным битый час беспрепятственно блуждали в лабиринтах главного стадиона Игр в поисках пресс-центра, заблудившись, забрели в подвальные помещения, где не встретили ни одной живой души, а ведь в это время, не забывайте, на стадионе находился президент США…
Вернувшись спустя некоторое время в ложу прессы, получили еще одно потрясение, увидев у одного из российских журналистов литровую бутылку водки (которая, кстати, очень пригодилась в тот холодный вечер). Каким образом он пронес ее на стадион через разрекламированную хозяевами зону досмотра, пусть останется нашим секретом. Да, собственно, тут важен не секрет, а вывод: значит, таким же макаром можно было доставить на переполненные трибуны все, что угодно, включая взрывчатые вещества.
КАКОЙ КОНЕЦ У ЗУБОЧИСТКИ
Ну и чтобы закончить тему безопасности на XIX зимней Олимпиаде, приведу выдержку из эксклюзивного интервью "Советскому спорту" экс-министра финансов России, а ныне заместителя генерального директора фирмы "Русский алюминий", одного из спонсоров Олимпийского комитета России, Александра Лившица:
— В Солт-Лейк-Сити я летел из Нью-Йорка с посадкой в Денвере. За это время меня разували пять раз. А работникам службы безопасности аэропорта Денвера этого оказалось недостаточно — они попросили меня встать на одну ногу. Пока я, как аист, стоял на правой ноге, они просвечивали левую, потом встал на левую, они совершили ту же самую процедуру с правой.
Если кто-то хотел сделать американцам плохо, они это сделали, запугав их до предела. У моего товарища в аэропорту отняли зубочистку, сказав, что у нее острый конец. Не знаю, какой теракт можно совершить с помощью зубочистки, разве что защекотать пилота, но ее конфисковали. Это не шутка, а реальный факт.
С другой стороны, людей, которые пережили трагедию 11 сентября, можно понять. Наверное, они все делают правильно…
О СУМКАХ И СУММАХ
В многочисленной российской бригаде журналистов, освещающей нынешние Игры, есть "зубры", побывавшие более чем на десяти Олимпиадах, но никто из них не может вспомнить, чтобы на какой-то из них журналистов оставили без презентов. Не сомневаюсь, что таких Игр не было с 1924 года, то бишь со времен их появления, но теперь будут. Это зимние Игры-2002, где журналистам не выдали даже ручки с блокнотом, не говоря уж о традиционной сумке. Когда официальные лица из АИПС обратились к организаторам с просьбой объяснить, за что же такая немилость к прессе, делающей доступной Игры во всех уголках мира, те удивились даже самой постановке вопроса: с какой, мол, стати мы обязаны одаривать журналистов? Да, собственно, ни с какой. Традиции и правила хорошего тона — это не аргументы в пользу иного мнения. Не обязаны также организаторы предоставлять журналистам бесплатные напитки в пресс-центре (в конце концов заплатить доллар с небольшим за бутылку минеральной воды в состоянии каждый), но вот что интересно.
Те, кто видел официальную церемонию открытия этой Олимпиады, наверняка заметили, что состояла она главным образом из выступлений детских ансамблей, которые, как известно, во всем мире бесплатны. Между тем, из источников, заслуживающих доверия, стало известно, что в церемонию открытия Игр-2002 изначально было заложено 37 миллионов долларов. Спрашивается, куда ушли деньги, если, например, даже знаменитому певцу Стингу, участвовавшему в церемонии, заплатили символическую тысячу долларов? Собственно, мне было бы абсолютно все равно, куда они ушли, если бы у меня была сумка с символикой Игр-2002, а в пресс-центре — бесплатное пиво. Шучу, конечно…