Вячеслав Долгушин: Выжали все, что могли
Наши девчата бились в ключевой встрече со шведками на пределе своих сил, но так и не смогли избежать поражения. Главный тренер сборной России Вячеслав Долгушин подвел итоги матча, который отобразил проблемы отечественного женского хоккея в целом.
— После провального первого периода команда чудесным образом преобразилась. Раскройте секрет такого волшебства.
— Ничего такого сверхъестественного не было. Просто девчата поначалу не смогли избавиться от нервозности и боялись ошибиться. В перерыве мы их пытались успокоить и просто сказали, что все идет нормально, только надо раскрепоститься и играть в хоккей, а не осторожничать.
— Сборная была очень близка к тому, чтобы спасти игру. Чего все-таки не хватило?
— Девчата очень старались, я не могу упрекнуть их в недостаточной самоотдаче. Но нам тяжело бороться с соперником, которому здорово уступаем по габаритам. В силовых единоборствах шведки взяли верх с большим преимуществом, хотя у нас были хорошие возможности, чтобы сравнять счет. Особенно обидно было, когда в конце второго периода в большинстве очень здорово пробила Лариса Мишина, но вратарь плечом вытолкнула шайбу из верхнего угла.
— Россиянки не слишком убедительно смотрелись в атаке. Почему?
— В этом сезоне нам не удалось встретиться с европейскими командами, мы ездили только в Северную Америку, где уровень женского хоккея заметно выше, чем в Старом Свете. Поэтому там нам пришлось играть от обороны, и соответственно мы больше внимания уделили обороне. К тому же не совсем оправилась от травмы лидер атак сборной Екатерина Пашкевич. Накануне отъезда в США в контрольном матче с командой ветеранов города Одинцова она получила травму, степень серьезности обнаружилась только в Солт-Лейк-Сити. Консилиум врачей пришел к неутешительному выводу, что у нее не просто ушиб, а повреждены мышцы бедра, что требует длительного лечения. До матча со шведками она выходила на лед только один раз.
— Тем не менее Екатерина была на площадке лучшей.
— Катя — очень мужественный человек. Она сыграла, невзирая на боль, на морально-волевых качествах и организовала перелом в матче. Ее гол завел команду, которая стала действовать гораздо активней в атаке.
— С какими проблемами пришлось еще столкнуться?
— Очень тяжело проходит акклиматизация. Хотя мы прилетели в Солт-Лейк-Сити почти две недели назад, только-только начали потихоньку отходить от нее. Здесь двойная проблема. Помимо разницы во времени в 10 часов с Москвой на самочувствии очень сильно сказывается высота. В этом сезоне мы поднимались только на 800 метров над уровнем моря, когда в столице зимних Игр-1980 Лейк-Плэсиде мы принимали участие в турнире. Там команда выглядела неплохо. Небольшие перепады высот девчата переносили довольно-таки легко. Олимпийская деревня в Солт-Лейк-Сити же находится на высоте около 1400 метров. Первую неделю девчонки просто не могли кататься. Они буквально задыхались, и поэтому пришлось перестраивать весь тренировочный процесс.
— Какие перспективы ждут наш женский хоккей после этой неудачи?
— Положение с развитием этого вида спорта в России оставляет желать лучшего. В хоккей играют всего 120 человек. В чемпионате страны принимают участие только четыре клуба. Нам очень сложно соперничать с той же Швецией, где в каждом городе есть как минимум одна команда. У них огромный выбор игроков для сборной. У нас же не выбор, а набор. Колода одних и тех же хоккеисток тасуется уже который год. Их некем заменить. Других просто нет. Московский СКИФ делегировал в национальную команду 14 человек, другой ведущий клуб, "Спартак" из Екатеринбуга, четверых. А команды из Челябинска и Красноярска на пару представили для сборной только двух хоккеисток. Это говорит о раскладе сил в нашем чемпионате. На первом этапе СКИФ привозил аутсайдерам по десять шайб. Если уж во внутреннем соревновании девушки из Красноярска и Челябинска заметно уступают в классе соперникам, то что тогда сказать о международной арене, где совершенно другие требования.