Мария Бутырская: Я не хотела раскрывать карты
После вручения наград Мария Бутырская призналась, что до последнего не верила в свою победу и потому особенно рада золотой медали.
— Конечно, я рада, что выиграла свой последний чемпионат Европы. Это очень важно — красиво уйти. Первенства континента в моей спортивной биографии больше не будет. По окончании сезона я уйду в профессионалы. Жаль, что не получился тройной лутц, он-то и выбил меня из колеи. Мне кажется, я допустила ошибки еще и потому, что моя программа пока не слишком "скатанная".
— Почему вы представили новинку гораздо позже своих соперниц?
— Не хотела раскрывать карты раньше времени. А на чемпионате России не рискнула это сделать, потому что мне надо было отбираться в олимпийскую сборную, было легче выступать со старой, отточенной композицией.
— Маша, вы одна из тех, кто обещал вывести женское одиночное катание на очередной виток, исполняли на тренировках тройной аксель, а потом бросили. Когда, на ваш взгляд, произойдет очередной скачок?
— Думаю, уже в следующем сезоне. Нельзя так долго топтаться на месте. Пора отважиться на революционные шаги. Помните, в 1992 году американка Кристи Ямагучи выиграла Олимпиаду в Альбервиле с семью тройными прыжками? Это был прогресс! А в Нагано-98 землячка Кристи Тара Липински победила, включив в программу каскад из двух прыжков в три оборота! Саша Коэн из США тренирует четверной аксель. Но и мы не отстаем: в декабре на чемпионате страны одна девочка прыгнула тройной аксель.
— Вы обращаете внимание на то, как катаются ваши конкурентки?
— Нет, и даже не смотрю, как состязаются мальчики, танцоры и спортивные пары. Чем меньше я нахожусь в этой среде, тем для меня лучше.
— Интересно, какой образ вы создаете в произвольной программе?
— Никогда не изображаю на льду какого бы то ни было персонажа. Просто в детстве музыка Альфреда Шнитке из кинофильма "Сказка странствий" с Андреем Мироновым в главной роли произвела на меня неизгладимое впечатление. Она такая грустная, печальная и одновременно такая чистая.
— Многие ваши коллеги подстроились под то обстоятельство, что Олимпиада пройдет в Америке, и выбрали постановки из штатовских кинофильмов, мюзиклов. Вы что, не захотели пойти на поводу у моды?
— Я же русский человек. И если катаюсь под музыку, которая мне хорошо знакома, то могу вложить в программу как можно больше эмоций. Бродвейские шоу — не наша история, полагаю, в моем исполнении они выглядели бы несколько фальшивыми. Если заметили, я в последние годы использую произведения только советских композиторов. И пусть весь мир с моей помощью узнает, что есть такие замечательные авторы, как Исаак Шварц, Шнитке и другие.
— Перед Олимпиадой в российской сборной только ленивый не взял персонального психолога. Вы тоже?
— Я, наверное, сама себе психолог. Никто меня не сможет понять и изучить лучше, чем я сама себя. Не успеет во всяком случае. К тому же великолепный психолог — мой тренер Елена Анатольевна Чайковская, поэтому все мои выигрыши начались после того, как я к ней перешла в 1997 году. Я же на тренировках всегда считалась одной из сильнейших, а на чемпионатах Европы и мира проигрывала из-за нервного напряжения.
— Беретесь делать прогнозы на Олимпийские игры?
— Не удивлюсь, если победят американки — Кван, Хьюз.
— То есть вы заведомо отказываетесь от золота?
— Наоборот, необходимо настроиться на последний бой! Борьба будет тяжелой, потому что американцы имеют шансы завоевать высшую награду исключительно в женском одиночном катании. И все поставят на кон! Будет сложно и мне, и Ире Слуцкой, и может быть, даже хорошо, что нас двое, потому что в одиночку с этой парой соревноваться намного труднее.