«В Мариборе проиграла Россия, а деньги потеряли словенцы»
В прошедшем сезоне российский горнолыжник Александр Хорошилов спустя 34 года выиграл этап Кубка мира. Этого успеха не было бы без главного тренера сборной России Урбана Планиншека. 47-летний словенец дал эксклюзивное интервью Sovsport.ru.
«УСПЕХ ХОРОШИЛОВА - КОМБИНАЦИЯ ФАКТОРОВ»
- Четыре года назад вы приехали в Россию из горнолыжной державы. Посмотрев на уровень наших спортсменов, не возникло мысли: «Куда я попал?»
- В России тоже были великие горнолыжника, выигрывавшие этапы Кубка мира – Жиров, Цыганов. И здорово, что спустя 30 лет после побед Жирова, произошло такое событие – Александр Хорошилов выиграл этап Кубка мира (также на двух этапах стал третьим. – Прим. ред.). А на счет вашего вопроса, все дело в том, верите ли вы, что можно что-то сделать или нет. Я верил.
- Т.е. отчаяния не было?
- Конечно, уровень некоторых спортсменов разочаровал, но я знал, что есть трое - Сергей Майтаков, Степан Зуев и Александр Хорошилов. Их уровень настраивал на позитив.
- Есть ощущение, что за четыре гола в России вам удалось сделать много?
- Все знают, чего достиг Хорошилов. Но если Александра не брать в расчет, то, конечно, был бы здорово, если б еще трое парней и две девушки смогли бы приблизиться к Саше по уровню.
- Сейчас многие сетуют, что Хорошилов опоздал на год, а ведь мог принести России медаль на Олимпиаде в Сочи.
- У нас нет ощущения, что мы опоздали. Работа была проделана большая, но четырех лет мало – нужно заложить большие традиции.
- Но почему Хорошилов выстрелил именно в нынешнем сезоне, в 31 год?
- В 14 лет Саша уже был четвертым на самых престижных в мире юношеских соревнованиях. Он распылялся все эти годы - выступал во всех видах. Мы сузили его специализацию до слалома. Потому что на отдельных участках он показывал лучшую скорость. Его ноги, пожалуй, одни из самых быстрых в мире, а именно для слалома это очень хорошо. Плюс Саша повзрослел, у него отличный контакт с личным тренером. Поэтому результаты Хорошилова - комбинация факторов, мозаика так сложилась.
- Вы впервые за четыре года работы со сборной России в этом сезоне трудились в качестве главного тренера. Когда у вас заканчивается контракт?
- У меня еще год контракта.
- Собираетесь его продлевать?
- Это вам надо спросить у президента федерации. Будет результат, надеюсь, он не будет против продлить, я – тоже. А не будет результата – до свидания, - Урбан переходит на русский. – Такова тренерская доля.
«ВАНЕССА МЭЙ - НЕ ЛУЧШИЙ ПИАР ДЛЯ ГОРНЫХ ЛЫЖ»
- Вы были 18 ноября 2009 года на стадионе…
- Я понимаю, о чем вы хотите спросить, - смеется Урбан, не дослушав вопрос. – Я не был на стадионе «Людски врт» тем вечером, но знаю, что там произошло (сборная Словении обыграла сборную России в стыковом матче ЧМ-2010 по футболу и завоевала путевку в ЮАР. – Прим. ред.). Я сам из Марибора, но матч смотрел дома, а на стадионе был мой отец. Тогда многие словенцы потеряли много денег.
- Извините, мы о том матче говорим? Кажется, это Россия получила серьезный удар по престижу, а наша футбольная федерация потеряла большие деньги, из-за того, что сборная не попала на ЧМ.
- Сейчас все объясню. Мой дом – рядом с аэропортом в Мариборе. Накануне и в день игры через каждые 15 минут там садились частные «Суперджеты» из России. Марибор не такой большой город, русские заранее заказали столы и даже целые залы во многих барах и ресторанах. Все ожидали, что русские будут праздновать победу до утра. Но ваша сборная проиграла и они все улетели. Рестораны остались пустыми, русские не пришли.
- Можете описать тремя словами, с чем у вас ассоциировалась Россия?
- Тремя? Сложно. Я с детства знал, что Советский Союз – большая держава. И он у меня ассоциировался с чем-то мощным, вызывающим уважение. Ну и знал, что это большая спортивная держава.
- А как же стереотипы - водка, медведи на улицах?
- Медведей на улицах не видел, а русская водка – это мировая классика, бренд. Мои друзья в Словении часто спрашивают: «Как тебе русская водка?». Но мне нечего ответить – мне не нравится водка, я ее совсем не пью. Вот русская икра – это что-то!
«МЕНЯ НАЗВАЛИ НЕ В ЧЕСТЬ ПАПЫ РИМСКОГО»
- Когда приехали в Россию работать, какие ваши впечатления сбылись, а что вы не так себе представляли?
- Впечатления? Мне кажется, без разницы, где ты работаешь. Ты должен уметь хорошо кататься на лыжах, и должен отдаваться работе. А горы, снег – они везде одинаковые. Единственная трудность – очень большие расстояния в России. А мы тренируемся на Камчатке, в Мурманске. И надо учитывать смены часовых поясов - можно ли спортсмена отпустить на пару дней домой, допустим, на Урал, между сборами. И как эта поездка на нем отразиться.
- Чем русские отличаются от словенцев?
- Разница не большая, мы же все славяне, братья.
- Какие качества не нравится в россиянах?
- Нет таких критериев – везде люди разные. Но мне в России нравится.
- Когда бываете в Москве, куда стараетесь сходить?
- Не понимаю, зачем так много людей стремятся жить в Москве?! Мне нравится жить в небольших городах. А что касается моей культурной программы, - Большой театр, Третьяковка, Красная Площадь. Это все посмотрел - это очень здорово.
- Раз вы уже все видели, что сегодня вечером будете делать?
- Буду смотреть матч «Зенита» в Лиге Европы. Возможно, под бутылочку светлого «Козела».
- Знаменитая скрипачка Ванесса Мэй на Олимпиаде в Сочи заняла последнее место в гигантском слаломе. Потом выяснилось, что она не имела право там выступать, -- результаты ее квалификации были сфабрикованы. Что вы об этом думаете?
- У нас единственный и самый справедливый судья – секундомер. И это неправильно, что она попала на Олимпиаду в обход правил.
- Но выступление такой звезды – хороший пиар горным лыжам.
- Нет, это не лучший пиар. Пусть звезды шоу-бизнеса занимаются шоу-бизнесом, а спорт остается спортом. Не надо это смешивать.
- В истории Римской католической церкви несколько Пап носили имя Урбан. Вас не в честь Папы Римского назвали?
- Уж, точно нет, - смеется Планиншек. - В Мариборе за рекой есть небольшой холм, он называется Урбан. Поэтому мальчиков у нас иногда так называют.