Валерий Цыганов: Когда Саша Хорошилов ехал, ноги дрожали, как будто выступал сам
Вице-президент федерации горнолыжного спорта России, победитель этапа Кубка мира-1981 Валерий Цыганов, о том, как впервые после 34-летнего перерыва Александр Хорошилов побеждал на этапе Кубка мира в слаломе в австрийском Шладминге.
- Валерий Иванович, с великой победой вас! Спустя 34 года, когда вы выиграли в последний раз на Кубке мира 5 марта 1981 года.
- Спасибо большое, все так – 34 года прошло. Победа действительно шикарная, долгожданная. А на счет великой… Есть еще чемпионаты мира, Олимпийские игры.
- После финиша, видимо, обнялись. И первые слова, которые сказали Саше?
- Сразу после финиша не обнимали. Он финишировал последним, и сразу началась церемония награждения. Поэтому полчаса мы не могли с ним общаться. Потом, да, обнялись. Поздравили. Но Саша, парень спокойный, внешне эмоций никогда не выражает, он было видно, что для него это большое радостное событие.
- Хорошо, сразу после финиша, когда стало ясно, что Саша победил, вы, тренерский штаб, что друг другу сказали?
- Я даже не знаю, как передать те эмоции, которые мы испытали. Еще после первой попытки Хорошилова, когда он показал лучшее время, у меня ноги так дрожали, будто это я ехал по трассе, а не он. А во время второй попытки хотелось просто закрыть глаза. Чтобы у Саши все получилось не случилось ошибки. Слалом – такой вид, что там мельчайшая ошибка отражается на времени.
- Александр выиграл первую попытку, между попытками три-четыре часа. Что ему говорили в это время и как он настраивался на вторую попытку, понимая, что золото совсем рядом?
- Наша задача была – создать ему комфортную атмосферу и не мешать. Он постоял какое-то время на подиуме – в горных лыжах есть такое правило, что победитель после первой попытки какое-то время позирует на пьедестале почета для телевизионщиков. Потом он пошел в комнату для спортсменов и оттуда не выходил, чтобы его не дергали, настраивался. Мы тоже туда не заходили, не хотели мешать. Только тренеры, которые с Сашей работают, с ним общались.
-- Как отметили победу?
-- Собрались всей командой в отеле, поздравили. Долго сидеть возможности не было: уже утром в четверг Саша улетел в Москву. У него будет всего несколько дней побыть с семьей перед чемпионатом мира, который стартует на следующей неделе в США.
-- В чем причина прорыва Хорошилова в этом сезоне, да еще в 30 лет?
-- Могу сказать, что случайных побед не бывает. Один раз можно на везении проскочить, но Саша в этом сезоне уже был на подиуме, семь раз попадал в десятку лучших. Это очень серьезный показатель стабильности и уровня мастерства. Летом он очень много работал, и если в прошлом сезоне мы говорили о Топ-20 в общем зачете, в начале этого сезона – о Топ-15, то сейчас Саша – в семерке лучших мировых спортсменов. Поэтому для нас этот прорыв стал прогнозируемым. Мы ждали победы и раньше, например, в Китцбюэле неделю назад. Могу сказать, что он планомерно шел к первому такому результату в сезоне. Надеюсь, не последнему.
-- А почему прорыв случился именно сейчас, когда Александру почти 31?
-- Думаю, дело в системе, которая была построена перед Играми в Сочи. Государство выделяет серьезные средства на подготовку, были привлечены иностарнные тренерские кадры, которые на сегодняшний день объективно сильнее наших. Это и дало результат: ребята, которые раньше ездили на уровне 30-40 номеров, сделали шаг вперед.
-- Насколько велик вклад тренеров, в основном словенских, в успех Хорошилова?
-- Очень серьезный. Представьте: они вчера в семь утра уже были на трассе, готовили ее, чтобы Александр мог размяться после завтрака. А соревнования – закончились поздно вечером. Они постоянно рядом. Люди очень серьезно подходят к делу, можно только порадоваться и поучиться у них этому подходу. Сказывается и ситуация в самой федерации, когда люди понимают, для чего они работают. Главный посыл в нашей федерации: не спортсмены для нас, а мы для спортсменов.