122-я ракетка мира Екатерина Бычкова: Меня подставил любитель ставок из России
СОБЫТИЕ ДНЯ. ТЕННИС
«ДЕЛО БЫЧКОВОЙ»
Выражение «молчание – золото» обрело для Екатерины Бычковой буквальный смысл. Перед Новым годом Женская ассоциация тенниса (ВТА) преподнесла россиянке своеобразный «подарок» в виде штрафа в 5000 долларов и одномесячного отстранения от профессиональных турниров. И все из-за того, что та отказалась от предложения сыграть договорной матч, вовремя не уведомив ВТА.
«МОЮ ИСТОРИЮ РАСКОПАЛ «УОЛЛ- СТРИТ ДЖОРНАЛ»
– Когда узнала о наказании, была в шоке. У меня вопросов было, наверное, больше, чем у вас сейчас в блокноте, – начинает разговор Катя. – Почему все это обнародовали перед новым годом, перед Открытым чемпионатом Австралии? Почему такое строгое наказание?
– Подождите, Екатерина, давайте по порядку: что вообще случилось?
– Ситуация выглядит так. Мне в моем блоге в «Живом журнале» (http://lady-bychkova.livejournal.com/. – Прим. ред.) прислали сообщение. Случилось это чуть меньше, чем год назад. Дословно я это сообщение сейчас и не процитирую и вообще бы не вспомнила о нем, если бы не вся эта история. Если коротко, то мне предложили сыграть договорной матч. Естественно, я отказалась. О том, что в таких случаях надо уведомлять ВТА, я, к сожалению, не знала. Да и вообще быстро забыла об этом эпизоде.
– И кто вам о нем напомнил?
– В мае вышла статья в «Уолл-Стрит Джорнал», в которой рассказывалось об этом человеке, Дмитрии Авилове, живущем на доходы от спортивных ставок. Там называлось и мое имя. Кроме того, говорилось, что он мне предложил деньги, я ему отказала.
– То есть, назвав вашу фамилию журналисту, этот человек вас попросту сдал?
– Получается, что так. Но он свою историю рассказывал и, возможно, не хотел какого-то наказания для меня. Может, он сам хотел прославиться, а получилась такая, грубо говоря, подстава. Ведь с моей стороны был отказ, и он об этом сказал. Просто я, не зная каких-то правил, оказалась в той ситуации, в которой оказалась. Перед Новым годом мне позвонили и уведомили о решении федерации.
– Не возникало желания увидеть этого человека? По физиономии ему съездить, например.
– Первая реакция была очень негативная.
– Почему так долго выносили вердикт, ведь все эти полгода – с мая по декабрь – нарушительница Бычкова спокойно выступала на кортах и поднялась в рейтинге на 40 мест?
– Да, я спросила, почему решение мне озвучивается перед Новым годом, перед Открытым чемпионатом Австралии. Мне ответили, что такие решения не принимаются немедленно.
«МЕНЯ ВЫСЛУШАЛИ ТОЛЬКО ПО ТЕЛЕФОНУ»
– Догадываюсь: наказание считаете несправедливым?
– Да я вообще не понимаю, как можно реагировать на каждый комментарий в Интернете! Некто под каким-то ником пишет ерунду. Ну, представился он, и что? А вдруг это тоже не настоящее имя? Не отвечать же на каждый странный вопрос! В любом социальном сообществе – не только в «ЖЖ» – есть столько неадекватных людей! Я отмахнулась и забыла. Ну, написали какую-то ересь. Господи, там такое иногда пишут, начиная с предложений интимного свойства и заканчивая всякой ерундой, что если на все реагировать, писать в полицию нравов, в антинационалистические комитеты или куда-то еще, так и времени ни на что, кроме отчетов, не останется. Я же не отвечаю за всех шизиков, которые уставились в мониторы!
– Апеллировать не пробовали?
– Единственная инстанция, которая могла бы повлиять на решение ВТА, – это Арбитражный суд в Лозанне. Но это все-таки затратное мероприятие, особенно затратное в сравнении со штрафом. Впрочем, если бы Федерация тенниса России мне помогла, то тогда я бы попыталась побороться.
– Ходили разговоры, что наша федерация долгое время не могла вас найти.
– Но вы же нашли! Да, я недавно сменила мобильный телефон, но тренируюсь в Москве, не думаю, что такая уж недоступная. К тому же с дисквалификацией бороться поздно – меня уже отстранили, с 8 января я не выступаю на турнирах ВТА. Пока я буду вкладываться в юристов, поеду в Лозанну, буду бороться за правду, дисквалификация закончится. Но я считаю: очень жестко со мной поступили. Когда мне объявили, что за правило я нарушила, то думала, что обойдется дело чем-то одним: либо короткой дисквалификацией, либо штрафом. Международная ассоциация решила подвергнуть меня и тому, и другому. Меня это поначалу прибило.
– Но ваше мнение ВТА хотя бы выслушала?
– Я ни с кем не общалась реально. Читала в Сети мнение вице-президента ВТА, читала мнение вице-президента нашей Федерации тенниса. В тандеме ВТА и антикоррупционный комитет приняли свое решение. Мое мнение выясняли по телефону, от публичного слушания я отказалась. Для этого нужно было ехать в Лондон. А я в тот момент не думала, что все так серьезно. К сожалению, я не очень хорошо разбиралась в законах, которые главенствуют у нас в теннисе. И, посоветовавшись с мамой – она же мой тренер, – решила туда не ехать. Время бы потеряла, а играть мне все равно было нельзя.
«ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО МАКИНРОЮ»
– Насколько такой метод кнута является общепринятым в теннисе? Все-таки блоги есть у многих теннисистов, мало ли что и кому там могут написать…
– Знаю, что нескольких игроков отстраняли по допинговым делам. Но о таких наказаниях, как у меня, за такие же провинности, ничего не слышала.
– Прославленный Джон Макинрой за вас вступился, высказался по поводу неадекватности принятых федерацией мер.
– Да, я читала. Благо Интернет, куда меня затянуло, настолько объемное понятие, что прочитать можно все. Это, конечно, приятно, когда один из самых известных игроков прошлого высказывается по поводу этого дела. Спасибо ему за это. И другим людям, поддержавшим меня в трудную минуту, тоже.
– Случись нечто подобное со Светланой Кузнецовой или, скажем, с Марией Шараповой, на их защиту встало бы куда больше народа…
– Понятное дело, если речь идет о публичных людях, как принято говорить, «селебрити», то и резонанс другой. Так везде. Я играю в теннис, недавно стояла в первой сотне, но, конечно, фигура не настолько публичная. Поэтому вообще удивлена, что вокруг меня поднимается шум, потому что история поначалу была закрытая. Мне уже подруги говорят: о, какой у Бычковой пиар!
– Какие выводы вы сделали из этой истории? Неужели теперь после каждого предложения о сдаче матча в Интернете будете сразу звонить в ВТА?
– А что остается делать? Оказывается, все теннисисты попросту обязаны это делать. Правило это новое, обсуждалось оно на турнире в Майами. Но меня там не было, поэтому я о нем узнала только теперь. Наверное, меня с ним ознакомили, прислав письмо по электронной почте. Но от Федерации тенниса профессиональному игроку приходит такое количество уведомлений, что все не прочитаешь.
– Дисквалификация скорректировала ваши планы. Как проведете незапланированный отпуск?
– Сдала билет в Австралию. Визы пропали. Это такой «бонус» к 5000 долларов штрафа. Теперь турнир буду смотреть по телевизору. В Москве побуду подольше, с родными пообщаюсь. Полную фильмографию Франсуа Озона вот досмотрела. А 8 февраля планирую выступить в турнире в Патайе (Таиланд) и после этого еще на двух турнирах в Азии. К этому я сейчас очень серьезно готовлюсь.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Екатерина БЫЧКОВА
Родилась 5 июня 1985 года в Москве.
Рост 171 см. Вес 59 кг.
Правша с двуручным бэкхендом.
Занималась теннисом в школе «Спартака» и клубе «Чайка». Начала профессиональную карьеру в 2000 году. Выиграла 7 турниров ИТФ в одиночном разряде. Наивысшая позиция в мировом рейтинге – 66-я (февраль 2006 года). В настоящее время занимает 122-е место. За карьеру заработала свыше 658 819 долларов. Тренируется у мамы Людмилы.
В 2005 году в первом круге «Ю. Эс. Оупен» обыграла действующую победительницу Светлану Кузнецову.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
В 2007 году итальянец Алессио Ди Мауро оказался первым профессиональным теннисистом, в отношении которого были применены санкции в связи с договорными матчами. АТП дисквалифицировала итальянца на 9 месяцев за игру на ставках. В 2008 году тогдашний 11-й номер мировой классификации Николай Давыденко был оправдан после годичных разбирательств вокруг матча на турнире в Польше, на который 11 человек поставили более 7 миллионов долларов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
В субботнем номере «Советского спорта» президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев так прокомментировал ситуацию с Бычковой:
– Мне кажется, что «преступление» Бычковой не адекватно наказанию: ее нарушение не такая уж большая провинность, – сказал Шамиль Анвярович. – Хочу отметить, что Федерация тенниса России не получала никаких циркуляров по этому вопросу, и, соответственно, мы не сообщили об этом теннисистам. В любом случае Бычковой надо было сразу же обратиться в федерацию, и мы бы обязательно помогли.
КУПЮРЫ
ЧТО НАПИСАЛИ В «УОЛЛ-СТРИТ ДЖОРНАЛ»?
Приводим выдержки из статьи в американском «Уолл-Стрит Джорнал» (май 2009 года), ставшей поводом для разбирательств по «делу Бычковой».
«Дмитрий Авилов вспоминает, как четыре месяца назад он несколько часов просидел в гостиничном номере с видом на ландшафтные сады роскошного отеля «Dusit Thani» в таиландском городе Патайе, нервно составляя сообщение на русском языке теннисистке Екатерине Бычковой, занимающей сегодня 169-е место в рейтинге WTA Tour.
25-летний Авилов говорит, что он зарабатывает себе на жизнь почти исключительно ставками на женские теннисные турниры. Договориться с игроком о матче с предопределенным исходом он решился впервые.
Хотя Бычкова отказалась от этого предложения и передачи денег из рук в руки так и не произошло, рассказ Авилова объясняет растущую тревогу некоторых тренеров, чиновников и экспертов по коррупции: целью подобных махинаций легко могут стать теннисисты с низким рейтингом, особенно в свете роста популярности социальных сетей, позволяющих незнакомцам вступить с ними в контакт».
«По данным «Las Vegas Sports Consultants», на долю тенниса приходится менее 2 процентов спортивных ставок в год, но в мире ставки на теннисные турниры одни из самых популярных. По словам экспертов, благодаря индивидуальному характеру игры игрок, действуя в одиночку, может легче манипулировать исходом.
Многим теннисисткам WTA Tour нет и двадцати лет, и они зарабатывают недостаточно для того, чтобы оплатить услуги профессионального тренера. Ник Боллетьери (Nick Bollettieri), основатель теннисной академии во Флориде, бывший за долгие годы своей карьеры наставником многих игроков, говорит, что его ученики ни разу не сообщали ему о том, что им предлагали сыграть договорный матч. Но он подозревает, что такие предложения чаще делаются игрокам с более низким рейтингом, у которых «складывается непростая финансовая ситуация».
Авилов – математик по призванию, бывший студент экономического факультета <…>. Он создал программу, предсказывающую результаты теннисных матчей на основе стиля каждого игрока, его нынешней формы и статистики выступлений на всех видах покрытия. После недолгой работы фринлансером в российском отделении маркетинга «Betfair» и неудачной попытки создания собственной биржи для ставок Авилов, по его словам, полностью переключился на работу с онлайн-игроками. В 2006 г. он нашел своего первого инвестора, который в качестве теста предложил заплатить ему 15 000 долларов, если он сможет превратить 50 тысяч долларов в 100. Авилов говорит, что это ему удалось за пять месяцев работы».
«Авилов говорит, что он прекратил делать ставки на мужские теннисные турниры в 2007 г., когда осознал, что в женском теннисе он может иметь большее преимущество над букмекерами. По его словам, гораздо легче оценить слабости теннисисток WTA Tour, особенно занимающих позиции от двадцатой до сотой. «В АТР почти каждый умеет подавать, двигаться и отбивать мяч. Но есть множество девушек, которые не умеют подавать или не умеют двигаться <…>.
Чтобы собрать необходимую информацию, Авилов посещает от трех до шести мелких турниров в год, где наблюдает за игроками с низким рейтингом, пытается разговорить людей из их окружения и узнать подробности их частной жизни. «Хорошо, когда просто знаешь игрока», – говорит он».
«Минувшей зимой Авилов нашел на Livejournal.com блог Бычковой, еще одной российской теннисистки, занимающейся под руководством своей матери. Он подумал, что она могла бы быть заинтересована в дополнительном источнике заработка – в одном из постов теннисистка мечтательно писала о сумочке «Louis Vuitton». В феврале, зарегистрировавшись на сайте, он направил ей личное сообщение с предложением договорного матча.
И Авилов, и Бычкова говорят, что она отвергла предложение. Бычкова, по ее словам, не рассказывала об этом никому, в том числе, чиновникам от тенниса, потому что ей казалось «смешным» сообщать об абсолютно неизвестном ей человеке, который связался с ней посредством блога. «Я не играю и никогда не буду играть договорные матчи», – говорит Бычкова.
Авилов утверждает, что он непременно войдет в контакт с другими игроками через социальные сети, и, если представится возможность, предложит им провести договорный матч».