Чемпионат проиграл Бареев
ШАХМАТЫ. ЧЕМПИОНАТ МИРА
ИТОГИ
Во вторник в китайском Нинбо завершился командный чемпионат мира по шахматам. Наша сборная впервые, а турниры проводятся с 1985 года, осталась без медалей. Мы попросили подвести итоги чемпионата главного редактора журнала «64 – Шахматное обозрение» Марка ГЛУХОВСКОГО.
Почему наша сборная – первая в мировом рейтинге – провалила чемпионат мира в китайском Нинбо?
Есть правило: выигрывает команда – проигрывает тренер. Думаю, в данном случае оно верно. Основную ответственность за такой результат должен взять на себя главный тренер Евгений Бареев. Наша сборная не просто не заняла первое место, а сыграла гораздо ниже своих возможностей. Когда люди играют на пределе возможностей и их кто-то обходит на финише, как было на Олимпиаде в Ханты-Мансийске, где мы немного уступили Украине, тогда можно говорить о невезении, неудачном раскладе и т.д. А когда такого уровня сборная играет явно ниже своих возможностей, то здесь имеет смысл говорить о тренерских просчетах. Федерация создала прекрасные условия для подготовки – сборы, финансирование, ранний приезд на место для прохождения акклиматизации.
Команда – это не сумма индивидуальных рейтингов. Есть некая командная химия: взаимодействие между игроками, их умение в нужный момент сгруппироваться, почувствовать, что на соседней доске дела не так хороши, и подставить плечо товарищу, выжав максимум из своей позиции. И вот именно за это отвечает главный тренер.
Когда один проваливается, это еще не так страшно. Но у нас провалились сразу несколько человек. В разных матчах кто-то действовал неуверенно, и это передавалось всей команде.
Это, знаете, как тот шатун на Саяно-Шушенской ГЭС, о нем в докладе инженеров говорилось. Его надо было отрегулировать, а работники станции его все время поджимали. И он не выдержал. Вот и у нас в команде вместо регулировки было зажимание, и ребята еще больше закрепостились.
Может быть, первая доска пока не для Сергея Карякина?
Сергей действительно не справился с ролью лидера. Но это легко говорить после окончания чемпионата. В том, что первую доску доверили Карякину, как раз никакой ошибки нет. Сергей в последнее время выиграл все турниры, в которых участвовал, находился на фантастическом подъеме и по праву занял четвертую позицию мирового рейтинга. Именно таких людей и надо брать в сборную, а не за прошлые заслуги. Так что здесь Бареева упрекнуть вряд ли можно.
В последнем туре команда играла слишком рискованно и осталась без медалей. Почему?
Каждый из ребят, игравших за нашу сборную, является фаворитом любого турнира. Они садятся за доску, чтобы выиграть, а не делать ничью. И вдруг в один момент они поняли, что золото уже упустили. Ребята дико расстроились. И вот здесь важно было психологически перестроиться и включиться в борьбу просто за медали. Огорчение, ощущение провала – с таким настроением ребята вышли на последний тур. И вместо того, чтобы собраться и вырвать этот несчастный матч не у самого сильного соперника и быть в призах, начали играть резко, не по позиции. А шахматы за это наказывают.
Существует мнение, что чемпионат мира не самый престижный турнир. Это так?
Исторически Олимпиада считается более престижной. А чемпионат мира – второй в этой иерархии. Но, извините, в футболе чемпионат Европы – разве это не круто? Хотя тоже можно сказать, что это второй турнир после чемпионата мира. На Олимпиаде можно стать победителем, но при этом не встретиться с главными фаворитами – турнир проводится по швейцарской системе. А на мировом первенстве все объективно – круговая система, очень сильные соперники. Тем более в этом году по своему составу чемпионат мира был просто уникальным.