Абсолютная чемпионка по боксу Наталья Рагозина: Меня тяжело разозлить, а обидеть легко
СОБЫТИЕ ДНЯ
БОКС
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
Лучшая представительница современного женского бокса дала эксклюзивное интервью корреспонденту «Советского спорта», пятикратной чемпионке мира по синхронному плаванию Анне НАСЕКИНОЙ.
«ЗАХОДЯТ ПОВЕТКИН С ВАЛУЕВЫМ»
Тренировочные будни обладательницы девяти чемпионских поясов (7 во втором среднем весе и 2 – в тяжелом. – Прим. ред.), не проигравшей в своей жизни ни одного боя, обставлены со вкусом. Собственный зал — уютный комплекс. Интерьер — сочетание стилей модерн, урбан-шик. Чувствуется влияние и японской культуры. Все в кремовых тонах. На входе — приветливые охранники. Тут же предлагают тапочки переобуться. В гостиной — большой низкопосаженный диван. На подушках — изображения боев, портреты звезд мирового бокса: Али, Тайсона. Длинный обеденный стол. Ринг находится в самом центре комплекса за стеклянными дверями. С дивана открывается полный обзор.
Наталья появляется в синем банном халате, полотенце по-турецки завязано на голове: парная – непременный восстановительный атрибут.
— Добро пожаловать! – приветствует Рагозина.
— Спасибо. Красиво тут у вас! Неужели все здешнее хозяйство – исключительно в вашем распоряжении?
— Да. Иногда, правда, заходят друзья – Саша Поветкин, Коля Валуев, Федя Емельяненко.
«УСЛЫШАЛА КРИК СЫНА И НОКАУТИРОВАЛА СОПЕРНИЦУ»
— А я ведь вас впервые в олимпийском Пекине увидела…
— Вы тоже там были? Какой вид спорта освещали? – интересуется Наталья.
— Я там была в составе сборной России по синхронному плаванию. А вы участвовали в мероприятии, посвященном празднованию нашей победы. Вы были в коротеньком малиновом платье, на высоких каблуках. Я тогда подумала: неужели такая красивая девушка может заниматься боксом?
— Разочаровались, когда узнали, что может?
— Отнюдь, мне просто показалось это неординарным. Вы вообще, мне кажется, настолько особенная, что в командный вид спорта, наверное, ни за какие коврижки не пошли бы, да?
— Ни за что! Я бы прибила, если бы в моей команде кто-нибудь что-нибудь не забил или пропустил. Такая полная зависимость от других – не для меня. Другое дело – бокс. Каждый сам за себя. Сам тренируешься, сам отвечаешь за свой результат. Не понимаю, как сын играет. Один не забьет – проиграет вся команда. Как можно проигрывать из-за кого-то? Или еще хуже — сидишь на скамейке и смотришь, как за тебя играют другие.
— А где играет сын?
— В баскетбольном ЦСКА. Хорошая команда, хоть я раньше и выступала за «Динамо».
— Вы видите сына профессиональным спортсменом?
— Для меня самое главное, чтобы он вырос достойным настоящим мужчиной, чтобы никогда не обижал женщин, всегда понимал их, любил, был мужественен и добр. Я пыталась отдать его в футбол, потом в бокс. Но это не его. Он не любит драться. А как-то подошел и спросил: «Мам, можно я буду заниматься баскетболом?».
— Вы воспитывали сына самостоятельно. По-вашему, нужна ли мужская рука в воспитании ребенка?
— Я раньше думала, что обязательно нужна. Когда разводилась с мужем, очень переживала, что буду воспитывать сына одна. А сейчас думаю, что оно и к лучшему.
— Надеюсь, воспитательный процесс проходит без рукоприкладства?
— Естественно. Если я руку подниму, то любому будет очень больно — у меня она слишком тяжелая для детей.
— Удается при вашем загруженном графике с двойными тренировками, насыщенной социальной жизнью уделять достаточное время сыну?
— Я успеваю все. После тренировки сразу к Ване. Уроки, прогулка, игры. Это классное чувство, когда знаешь, что есть человек, который всегда любит и ждет.
— Ваня смотрит ваши бои?
— Смотрит. Я когда приезжаю после боя, он меня всегда жалеет. Говорит: «Мамочка, тебя тетя била в живот. Тебе больно было?». Я говорю: «Конечно больно». Он меня целует в живот, обнимает. В эти минуты, я с трудом сдерживаю слезы. Однажды он сидел в зале, смотрел, как я дерусь. Не выдержал и крикнул: «Мама, я люблю тебя!». Я услышала его голос, сразу же отправила соперницу в нокаут и побежала к сыну.
«ЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ ГЕРМАНИИ И КАЗАХСТАНА»
— Наталья, известно, что женский бокс включили в программу Олимпийских игр 2012 года. Благодаря вам Россия, наверное, хоть сейчас может рисовать себе медали на ринге Лондона?
— Выступить за Россию на Олимпиаде – моя мечта. Олимпийская медаль – единственная награда, которой нет в моей коллекции. Но, к сожалению, пока нет понимания, смогу ли я выступить на Олимпийских играх.
— Не очень поняла. Федерации не нужно гарантированное золото?
— Дело не в этом. Проблема заключается в том, что до сих пор нет четкого регламента и до конца не известно, будут ли к играм допущены профессионалы. Хотя, если откровенно, от Федерации бокса России ко мне пока никто не обращался.
— А есть альтернативные варианты вашего выступления на Олимпиаде?
— Скорее да, чем нет. Если профессионалы все-таки будут допущены, а интереса ко мне у сборной страны так и не появится, то, вероятно, придется пытаться выиграть золото не в ее составе.
— Правда ли, что вам уже поступали предложения от Казахстана и Германии?
— Немцы еще в прошлом году предлагали мне паспорт и возможность быть вовлеченной в подготовку к Играм либо в качестве действующей спортсменки – в случае утверждения соответствующих правил, – либо в качестве члена Федерации бокса Германии, курирующей женскую сборную. Мне кажется, такой подход к имеющемуся у меня опыту наиболее трезвым и перспективным. Однако немцам я отказала, как и представителям Казахстана, от которых также звучали подобные предложения. Я россиянка, и честь страны для меня превыше всего!
— Вы так спокойно говорите о том, что готовы расстаться со своим профессиональным статусом. Но насколько это легко? Были ли в истории профессионального бокса вообще прецеденты, когда боксер осуществлял обратный переход в любители?
— Не было. У мужчин — снял шлем, снял майку, значит ты профессионал, обратной дороги нет. Но дело в том, что мужской бокс на Олимпийских играх существует уже давно. Когда же я уходила в профессионалы, у женщин в боксе не было никаких перспектив. Все нас поджимали. Мужчины в Федерации вообще выступали против женского бокса. Но мужчинам пришлось смириться. И, мне кажется, я многое сделала для того, чтобы все воспринимали женский бокс как вид спорта, достойный быть включенным в программу Олимпиады.
По телевизору проходили трансляции моих боев. В интервью я всюду говорила, что Игры будут способствовать развитию женского бокса. Меня услышали. Бокс включили в программу Олимпиады. Но до сего момента моя роль в этих Олимпийских играх не определена. И от этого есть чувство легкой обиды.
— Как вы себе представляете возвращение из профессионалов в любители? Получается, что тогда и мужчины, и женщины смогут ходить туда-обратно.
— Нужны правила, по которым этот переход был бы справедливым. Ведь мы, женщины, когда уходили, не знали, что нам может светить Олимпиада. Был бы женский бокс олимпийским видом, я бы никогда не ушла, а продолжала бы выступать за сборную России. Но шло время, лет мне не убавлялось. Я не могла на пятьсот долларов в месяц жить и содержать семью.
Мой 9-летний сын сейчас, слава богу, учится в хорошей школе, нормально одет и обут. Это все благодаря тому, что в свое время я ушла в профессионалы и начала сама зарабатывать. Кто бы мне на тот момент помог, кроме меня самой? Профессиональный уровень очень многое мне дал. Сейчас я хорошо живу, в долг не прошу. Поэтому, если я вернусь в любители к Олимпиаде, то это будет честно. Уверена, многие девчонки из профессионального бокса тоже были б не прочь попробовать себя на Играх.
«НЕ ВИЖУ КОНКУРЕНТОК»
— Нет мысли, что вас не хотят брать на Олимпиаду из-за того, что у нашей Федерации уже есть сильный претендент на лондонское золото в вашей весовой категории? В лице трехкратной чемпионки мира Ирины Синецкой?
— Ирка — хорошая девчонка. Но когда приезжают к тебе на спарринги сборницы и ты работаешь с ними одной левой, а они работают в полную силу, — это же о чем-то говорит?
— Что вы имеете в виду?
— А то, что я стою в ринге 10 раундов, а сборниц 4 человека, и они меняются. И при этом я боксирую одной левой, подключать правую запрещает тренер, чтобы не травмировать спарринг-партнеров. Я готова отбоксировать со всей сборной от 60 килограммов и до супертяжей, и пусть они меняются. И посмотрим на результат. Это моя позиция, за которую я готова ответить на ринге. Я слов на ветер не бросаю. До сих пор в женском боксе я всех била. Тем более в профессиональном, где бьют сильнее и боксируют дольше.
Впрочем, если тренеры сборной считают, что я не прохожу по спортивному принципу, то я готова выйти в ринг и доказать, что это не так. Кто сильнее, тот пусть и едет в Лондон – разве это не справедливо? Но опять повторюсь, что мое участие в Олимпиаде зависит от того, будут ли допущены профессионалы.
— То есть вы готовы пройти через все отборочные любительские соревнования, чтобы поехать на Олимпиаду?
— Если это — часть регламента, то не вопрос.
— А если вдруг проиграете?
— Тогда повешу перчатки на гвоздь.
— Возможно, на Олимпиаду хотят отправить молодых, перспективных спортсменов, чтобы они набрались опыта и смогли пройти через несколько олимпийских циклов?
— Возможно. Мне об этом ничего не известно. Но если честно, то я действительно не вижу себе конкуренток.
«ТРЕНИРУЮСЬ ЧЕРЕЗ СИЛУ»
— С чего начинается ваш рабочий день?
— Каждое утро меня можно встретить на набережной Воробьевых гор. Пробегаю километров восемь. Потеплее одеваюсь, чтобы побольше пропотеть.
— Потом в зал?
— Да. После кросса обязательно бассейн. Потом могу поработать на лапах. В день две тренировки по два с половиной часа. После тренировки — сауна. Сейчас, когда бой еще не скоро (ориентировочно — в сентябре. Запланированный ранее на июнь бой отменен из-за очередного отказа соперницы. – Прим. ред.), иногда приходится отменять вечернюю тренировку из-за благотворительных мероприятий.
— Например?
— Скажем, в Нальчике я проводила мастер-класс с маленькими детьми. Такой заряд положительных эмоций! Через два часа работы дети просили продолжения, хотя отработали два часа по полной. И было видно, что уже устали. После таких акций школы бокса ломятся от вновь прибывших.
— В жизни и на ринге вы два разных человека?
— Я разная. В спорте я сильная и боевая. В жизни я спокойней, становлюсь мягкой и женственной, впечатлительной. Многое воспринимаю очень близко к сердцу. Могу даже расплакаться от обиды. Ринг для меня – выброс негатива. Там я оставляю всю спортивную злость. Поэтому в жизни остается один позитив. Меня тяжело разозлить, а обидеть легко.
— Агрессия с ринга в жизнь не переходит?
— Нет. Я уже повзрослела и ни на кого особо не обращаю внимания. Не думаю, что сейчас могут найтись люди, с которыми я могла бы подраться. По молодости было, конечно. Не хочу об этом вспоминать.
— Вам бывает жалко нокаутированных соперниц?
— Нет. Когда я начинаю их жалеть, они начинают наглеть. И я начинаю получать сама. В ринге нет подруг. Или ты, или тебя. Это спорт. А после ринга могу подойти, извиниться, поцеловать.
— Чем бы вы хотели заниматься, когда не будет бокса, изматывающих тренировок, грозных соперниц?
— После спорта очень сложно себя найти. Возможно, пойду учиться – не постесняюсь. Я, кстати, когда-то училась на телеведущую. Впрочем, какими-то проектами за рамками спорта я занимаюсь и сейчас. Вот, примите в подарок мою книгу «Нокаут от блондинки». Кроме этого, я недавно снялась в фильме «Белая медведица». Это занятие мне понравилось.
— Удивляюсь, что вы не только прекрасно выглядите в жизни и в кино, но и неотразимы во время поединков! Как вам это удается?
— Я сама придумала себе образ. Однажды подумала: почему теннисистки выходят на корт в юбках, а мы не можем? Я счастлива, что вышла в юбке на ринг первой и таким образом ввела юбки в моду. На профессиональный бокс идут, как на шоу. Всем интересно, как ты выглядишь. Ну кому будет приятно, если в моем выступлении не будет эстетики. Надо, чтобы все было красиво.
Сейчас мы дружим на эту тему с модельером Ильей Шияном. Он придумывает мне костюмы. Материалы мы подбираем легкие и нежные, чтобы в них можно было нормально работать (являясь чемпионкой мира, Наталья все бои проводит по 10 раундов. – Прим. ред.). Благодаря Илье я даже стала моделью. Хожу по подиуму, как в детстве мечтала!
— За профессиональную карьеру вы ни разу не проиграли, даже не получили ни одного удара в голову. Наверняка где-то в глубине души есть страх, что однажды в конце поединка вверх поднимут не вашу руку…
— Это не страх, скорее опасение. Не боятся проиграть только дураки. Я об этом часто думаю. У меня намного меньше мотиваций, ведь я уже всего добилась. А девочки, у которых еще ничего нет, спят и видят, чтобы у меня все забрать. Я тренируюсь через силу, постоянно напоминая себе, что надо. Но если бы мне это не нравилось, то я бы уже давно бросила.
— Как долго еще вы планируете бороться с собой?
— Я хочу как можно дольше оставаться на вершине. Пока мне нравится и пока у меня это получается, я не хочу уходить. С другой стороны, согласна с тем, что уйти вовремя – это очень важно. Но посмотрите на Холифилда: ему за 45, а он все боксирует!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Наталья РАГОЗИНА
Родилась 5 апреля 1976 года в городе Абай Карагандинской области (Казахстан).
Закончила спортивный интернат Караганды. Специализировалась в беге на средние дистанции, потом – в кикбоксинге.
В 1999 году перешла в любительский бокс. Дважды становилась чемпионкой мира, выигрывала чемпионат Европы и Кубок мира.
В 2004 году перешла в профессиональный бокс. В настоящее время владеет семью чемпионскими поясами во втором среднем весе и двумя – в тяжелом, является самой титулованной спортсменкой в профессиональном боксе.
Разведена, воспитывает сына.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
НАТАЛЬЯ УКРАСИЛА БЫ ОЛИМПИАДУ...
Олег ЧИКИРИС
Профессионалы на Олимпиадах выступают уже давно. Впервые статус «персона нон грата» с них был снят в 1988 году, когда на Белых играх в Калгари выступили несколько хоккеистов из НХЛ. В 1992 году НБА прислала на Олимпиаду «дрим тим». В начале же 90-х разрешили вернуться в любители фигуристам-профессионалам. Этим воспользовались Катарина Витт, Брайан Бойтано, Джейн Торвилл и Кристофер Дин наши Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, ставшие двукратными олимпийскими чемпионами (потом, правда, железный занавес между любительским и профессиональным фигурным катанием вновь был опущен).
Однако то, что профессиональный бокс и Олимпийские игры считались вещами несовместными, знают даже дети.
Допустим, Наталье разрешат выступать на Олимпийских играх. Не важно за сборную России, Германии или Казахстана. Что это значит? А то, что прецедент будет создан и что любой профессионал сможет вернуться в любительский бокс. Представьте себе сборную США: Бернард Хопкинс и Пол Уильямс, Флойд Мэйуэзер и Тимоти Брэдли, Эдди Чемберс и Шэйн Мозли, Келли Павлик и Андре Берто. Мексиканцы выставят Антонио Маргарито и Фернандо Монтиеля, Хуана Мануэля Маркеса и Джованни Сегуру. Англичане – Дэвида Хэя и Амира Хана. Филиппинцы – Мэнни Пакиао.
Маловероятно, что все эти примы захотят участвовать в Играх, скажете вы. Но ведь есть еще звезды меньшей величины, которых на порядок больше. Даже если каждый десятый захочет вернуться, это будет означать смерть любительского бокса.
Но, заметьте, мы говорим о мужчинах. Что же касается женского бокса, который дебютирует на Олимпиаде в Лондоне и нуждается в популяризации, то, может быть, АИБА по примеру ИСУ начала 90-х все-таки стоит сделать исключение на одни Игры, чтобы привлечь к этому виду внимание болельщиков? Возвращение в любители Витт и Бойтано, Торвилл и Дин без малого 20 лет назад произвело оглушительный эффект. Неменьший интерес публики вызовет и появление на олимпийском ринге таких звезд, как Рагозина или Лейла Али.
ПОЗИЦИЯ ФЕДЕРАЦИИ
РУКОВОДИТЕЛЬ ДИРЕКЦИИ ФБР ЕВГЕНИЙ СУДАКОВ: РАГОЗИНУ НЕ ДОПУСТЯТ ДО ОЛИМПИЙСКОГО РИНГА
Прокомментировать слова Натальи Рагозиной наш корреспондент Олег ЧИКИРИС попросил одного из руководителей Федерации бокса России (ФБР) Евгения Судакова.
– Мне сложно что-то комментировать, – признался Евгений Борисович. – Наталье надо почитать правила АИБА, где четко говорится, что профессионал не имеет права принимать участие в любительских соревнованиях. МОК ее просто не допустит до Олимпийских игр.
– Но АИБА недавно учредила профессиональную лигу World Series of Boxing (WSB), в которой боксеры будут выступать по правилам профессионального бокса.
– Это все же не профессиональная, а любительская лига, и выступать в ней могут только спортсмены, зарегистрированные в АИБА. Сейчас Международная ассоциация любительского бокса ведет переговоры с МОК, чтобы спортсмены, снявшие майку и шлем, но не покинувшие любительский бокс, могли выступать на Олимпиаде. Но боксеров, давно выступающих в профи, это не касается.
– Наталья Рагозина утверждает, что у нее есть предложения выступать на Олимпиаде в Лондоне за Германию и Казахстан.
– Не знаю, как насчет Германии, а делегация федерации Казахстана была у меня на прошлой неделе, но о Рагозиной речи не было.