Адвокат биатлонистов Тагир Самакаев: Будем подавать апелляцию!
СОБЫТИЕ ДНЯ. БИАТЛОН
ЭХО ДОПИНГ-СКАНДАЛА
Как вчера сообщил «Советский спорт», во вторник поздно вечером Антидопинговая комиссия Международного союза биатлонистов (IBU) приняла решение о дисквалификации российских спортсменов Екатерины Юрьевой, Альбины Ахатовой и Дмитрия Ярошенко на два года. У всех троих в пробах на допинг обнаружен запрещенный препарат – рекомбинантный эритропоэтин.
Запрет на выступления Ярошенко вступил в силу начиная с 3 декабря прошлого года, Юрьевой – с 4 декабря, Ахатовой – с 5 декабря. То есть с момента, когда у спортсменов были взяты пробы на допинг. Все трое получили от IBU бумаги с вердиктом Антидопинговой комиссии. Самый развернутый документ – о дисквалификации Ярошенко: он содержит 79 пунктов. Решения об отлучении от спорта Юрьевой и Ахатовой ничем кардинально не отличаются, но по объему меньше – соответственно 61 и 58 пунктов.
Интересно, что во всех документах упоминается фамилия доктора Андрея Дмитриева, бывшего мужа Альбины Ахатовой. После расследования допинг-скандала Союзом биатлонистов России (СБР) Дмитриев был уволен с поста врача сборной, а сейчас работает в национальной команде по гребле.
Атлеты, которые первоначально заявляли, что «никогда не принимали запрещенных субстанций и не могут объяснить появление в их пробах эритропоэтина», потом пошли на сотрудничество со следствием и заявили, что допинг содержался в кардиопротекторе, который им рекомендовал принимать Дмитриев.
Самое неприятное в этой истории то, что спортсмены согласно Кодексу Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) пропустят не только Игры в Ванкувере в следующем году, но и Олимпиаду в Сочи-2014.
Прокомментировать решение Антидопинговой комиссии Международного союза биатлонистов мы попросили адвоката спортсменов Тагира Самакаева.
«БЕССЕБЕРГУ СЛЕДУЕТ ПОДАТЬ В ОТСТАВКУ»
— О решении комиссии я узнал во вторник поздно вечером и очень им разочарован, — признался Самакаев. – Сейчас мы анализируем это решение. Надо сказать, что Антидопинговая комиссия все-таки приняла во внимание наши доводы. Например, в том, что рассматривать дело нужно, руководствуясь кодексом ВАДА 2008 года, а не 2009-го. Также мы утверждали, что единственно возможная дата начала отсчета дисквалификации – с момента забора проб, а не с временного отстранения, так как между забором проб и наложением отстранения прошло целых два месяца, и не по вине спортсменов.
— Будете подавать апелляцию?
— Да, несомненно. С этим решением мы не согласны. В документе о дисквалификации совершенно не затронут вопрос, который мы поднимали, – о нарушениях, которые имели место при заборе проб. Это серьезный момент. Да и вся эта эпопея с затягиванием вынесения решения является поводом для разбирательств. Были нарушены основные принципы Кодекса ВАДА, касающиеся сроков принятия решения. Что бы в IBU ни говорили о «своевременности» вынесения вердикта, оно должно быть своевременным для всех, а не только для них самих. Я считаю, что были допущены серьезные нарушения прав участников процесса. После таких ошибок принято подавать в отставку, что бы я и посоветовал сделать президенту IBU господину Бессебергу.
— Ходят слухи, что дело так долго разбиралось в связи с тем, что руководство Союза биатлонистов России (СБР) пыталось договориться с IBU об уменьшении срока дисквалификации или о дисквалификации не всех трех спортсменов.
— Вы действительно считаете, что в руководстве СБР находятся такие нечистоплотные люди, которые будут договариваться?! Нет, конечно, ничего подобного не было. По крайней мере мне об этом ничего не известно.
«РЕШЕНИЕ КОМИССИИ – НЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ»
— Из изучения документов видно, что спортсмены сначала заявляли, что не могут объяснить появление в их пробах эритропоэтина, а потом вспомнили, что принимали кардиопротектор, в котором мог быть допинг. Не было ли это ошибкой?
— Спортсмены излагали те факты, которые имели место быть с ними. Что касается выстраивания позиции, то мы сразу заявили, что Юрьева, Ахатова и Ярошенко не принимали запрещенных препаратов. Спортсмены говорили, что употребляли препараты, назначенные врачом, а эритропоэтин точно не принимали.
— Как биатлонисты восприняли вердикт Комиссии IBU?
— По-разному. Дима отреагировал по-мужски, сказал, что будет готовиться к следующему сезону. Что касается девчонок… Не скажу, что они были убиты горем. Тяжело им, конечно, но восприняли это решение с достоинством. Бойцовский дух наших спортсменов, российский дух не сломить. Как бы на это ни надеялись господа в IBU.
— И тем не менее расстраиваться есть от чего: теперь Юрьевой, Ахатовой и Ярошенко придется пропустить Олимпийские игры в Сочи.
— Давайте наберемся терпения. Это же не окончательное решение. Еще предстоит рассмотрение апелляции, тогда все и станет ясно.
— Вы действительно верите, что апелляция будет иметь успех?
— Вы знаете, если есть основания, чтобы опротестовать решение, а они у нас есть, и аргументы в нашу пользу, то их надо использовать.
ХРОНОЛОГИЯ ДОПИНГ-СКАНДАЛА
3 декабря 2008 года
В рамках программы тестирования спортсменов Международного союза биатлонистов на этапе Кубка мира в Швеции у Дмитрия Ярошенко берут первую пробу.
4 декабря 2008 года
Первую пробу берут у Екатерины Юрьевой.
5 декабря 2008 года
Берутся пробы у Дмитрия Ярошенко, Екатерины Юрьевой и Альбины Ахатовой.
6 декабря 2008 года
У Дмитрия Ярошенко берут третью пробу.
10 декабря 2008 года
В аккредитованной лаборатории ВАДА в Лозанне вскрывают допинг-пробы А и обнаруживают в крови наших трех биатлонистов запрещенный препарат — рекомбинантный эритропоэтин (rEPO).
5 февраля 2009 года
В СМИ появляется информация, что у трех биатлонистов из России допинг-пробы дали положительный результат. Фамилии спортсменов не оглашаются.
10–12 февраля 2009 года
В лаборатории ВАДА в Лозанне вскрывают допинг-пробы В в присутствии адвоката наших спортсменов Тагира Самакаева, специалиста по антидопингу Николая Дурманова, члена медицинской комиссии Международного союза биатлонистов Ларисы Жуковской и бывшего генерального секретаря IBU австрийца Михаэля Гайстлингера. Все пробы дают положительный результат.
13 февраля 2009 года
В день открытия чемпионата мира названы имена трех россиян. Это Альбина Ахатова, Екатерина Юрьева и Дмитрий Ярошенко. Троих биатлонистов временно отстраняют от соревнований.
7–9 мая 2009 года
В Зальцбурге Антидопинговая комиссия IBU проводит слушание по поводу положительных допинг-проб. Комиссия обещает вынести приговор российским биатлонистам в ближайшее время.
11 августа 2009 года
Только спустя три месяца комиссия выносит вердикт: Ахатова, Юрьева и Ярошенко дисквалифицированы на два года.