Прозвища. Почему «Спартак» – «мясо», а «Зенит» – «бомжи»?
РАКУРС
ПРОЗВИЩА. Рассказав о футбольных прозвищах английских клубов, «ССФ» переключился на внутреннюю арену и попытался разобраться, кто как называется в отечественном футболе за пределами турнирной таблицы.
МЯСО КРАСНОЕ, МЯСО БЕЛОЕ
Начнем с самого популярного российского клуба. У московского «Спартака» масса прозвищ. Например, «народная команда». Сейчас в это выражение вкладывается смысл, мол, весь народ болеет за «Спартак». Но и раньше «народность», хотя и несла в себе иной смысл, являлась предметом особой спартаковской гордости.
Все советские команды относились к тому или иному ведомству или предприятию: военный ЦСКА, милицейское и кагэбэшное «Динамо», автозаводское «Торпедо» и так далее. И только в «Спартак» можно было попасть, не получая при этом погоны на плечи или липовое место у станка. Футболисты и тренеры «Торпедо», например, одновременно числились рабочими на ЗИЛе, получая при этом прибавку к жалованью.
Времена изменились. Ведомства отдали или выгодно продали свои команды в частные руки. Таким же частным стал и «Спартак», что не помешало ему сохранить в своем прозвище слово «народный».
Самое популярное спартаковское прозвище – «мясо» ведет свое начало из 1920-х годов. В ту пору команда еще не получила имени римского гладиатора, а называлась куда менее гордо – «Пищевик». В эпоху НЭПа клуб поддерживался кооперативами мясников. Во времена хрущевской «оттепели» за обзывание мясным прозвищем от спартаковского болельщика можно было и по лицу получить – спартаковцы не считали это прозвище почетным.
В 1990-е годы упал «железный занавес», и российский футбол стал вбирать от западного собрата все привлекательные и не очень черты. Например, футбольные фанаты стали встречаться в режиме «стенка на стенку». Куда уж тут без прозвищ, без клубной символики. Особенно «Спартаку», который нанизывал чемпионства, как умелый шашлычник мясо на шампур. К тому же красные цвета «Спартака» совпадали с цветом свежего мяса.
В 2002 году настоящую революцию провел юный спартаковец Дмитрий Сычев. После одного из забитых голов он сорвал игровую футболку, и все увидели надпись: «Кто мы? Мясо!», нанесенную на белую майку.
После этого стало очевидно: фанатам других команд придется упирать на другое спартаковское прозвище – «свиньи», чтобы задеть красно-белую гордость. Но и тут спартаковцы пошли по пути самоиронии, и теперь на спартаковских трибунах во время матчей не редкость куклы симпатичных хрюшек.
СМЕШАЛИСЬ В КУЧУ КОНИ, ЛЮДИ…
Армейская самоирония ничуть не уступает спартаковской. Фанаты ЦСКА, запускающие перед матчами в небо надувных лошадок, тоже перестали обижаться на некогда оскорбительное прозвище клуба – «кони». Более того, в декабре 2008 года конь стал официальным символом армейского клуба.
По одной из версий, в 1920-е годы будущие армейцы начали играть в футбол на поляне, где до революции был манеж кирасирского полка. По другой – спортивный армейский клуб базировался на опытно-показательной площадке Всеобуча, в хозяйстве которого были и лошади. Наконец, самые романтически настроенные болельщики армейцев верят, что прозвище ЦСКА ведет историю от конармии Буденного. Особенно актуальной «лошадиная фамилия» стала, когда в конце 1990-х годов красно-синие начали проповедовать не слишком техничный, но очень силовой и атлетичный футбол. Символичным выглядела и обоюдная усатость Семена Михайловича и Валерия Георгиевича.
Если ЦСКА, Центральный спортивный клуб армии, носит прозвище «кони», то его младшие братья, разбросанные по стране, именуются скромнее – «пони»: те же кони, только маленькие. Может быть, когда ростовский СКА добьется успехов, сопоставимых с московскими армейцами, он сможет взять себе прозвище посолиднее, но пока приходится довольствоваться малым.
МИЛИЦЕЙСКИЙ ПРОТОКОЛ
– В какой-то момент у нас произошла та же штука, что у «Спартака» с «мясом», – рассказывает болельщик московского «Динамо» Николай. – Они заряжали: «Кто мы? Мясо!». Наши: «Кто мы? Мусора! Злые мусора, хей!» В любом случае, не думаю, что «мусора», «менты» – это очень оскорбительно, все-таки часть истории клуба.
Некогда милицейский клуб, до сих пор не вполне расставшийся со своими правоохранительными корнями (председателем попечительского совета клуба является Сергей Степашин, еще не так давно возглавлявший Министерство внутренних дел), вдоволь натерпелся от истории. Тут и поминание болельщиками других клубов Лаврентия Берии, и перенос всех «обзывалок» российских милиционеров на футбольную почву. Поначалу, как это часто бывало в России, прозвище считалось оскорбительным, но потом болельщики привыкли – другого-то прозвища никто не предлагает.
Куда проще обстоят дела с «Локомотивом». В отличие от других московских клубов, у клуба не было богатой советской истории. В 1980-е годы команда если и выходила в высшую лигу, то непременно возвращалась обратно в первую. В те годы «Локо» дразнили «пятым колесом», которое никак не поспевало за четырьмя другими – «Спартаком», «Динамо», ЦСКА и «Торпедо». Советский Союз распался, «Локомотив» вышел в лидеры отечественного футбола, стал играть в еврокубках, обыграл «Баварию» на ее поле. Все это не вязалось с «пятым колесом», тем более что колесо торпедовское раз за разом прокалывалось, а потом и вовсе безнадежно сдулось.
Тогда болельщики других команд начали дразнить «железнодорожников» «паровозами». Мол, игра «Локомотива» медлительная, как паровоз, да и в развитии клуб отстает от того же «Спартака». В «Локомотиве» прозвище восприняли на ура. Даже в песнях локомотив принято именовать паровозом: «постой, паровоз, не стучите колеса», «наш паровоз, вперед лети»… И вот уже несколько сезонов фанатский сектор «Локомотива» перед матчами «разогревает» симпатичный паровозик.
ДОБРЫЕ САМАРИТЯНЕ И ЗЛЫЕ БОМЖИ
Зато другое негативное прозвище «Крылья» в эпоху президентства Германа Ткаченко обратили себе на пользу. От сокращенного названия и от довольно серой игры самарцы получили прозвище «крысы». Казалось бы, оскорбление. Не тут-то было. Перед чемпионатом-2002 самарская команда сменила синюю форму на серую, а среди болельщиков стали распространяться мягкие игрушки симпатичных крысят...
Иное дело – питерский «Зенит». Вряд ли хоть одно из своих негативных прозвищ команда с берегов Невы в ближайшее время сможет обернуть в позитив – уж очень не вяжутся слова «бомжи» и «мешки» с толстым газпромовским кошельком.
С ушедшим ныне в историю и за пределами Питера почти не употребляемым словом «мешки» все просто. В 1984 году «Зенит» впервые выиграл чемпионат СССР, и советская промышленность огромным тиражом выпустила соответствующие полиэтиленовые пакеты. В эпоху дефицита и нарождающейся «перестройки» пакеты перестирывались, хранились, как зеница ока, и становились предметом особой гордости петербуржцев, то есть ленинградцев. Болельщики других команд насмехались над фанатами «Зенита», ходившими с одинаковыми пакетами, а те обижались на слово «мешки» и дрались.
Однозначно правдивой истории прозвища «бомжи», которое для питерского уха еще обиднее, не существует. Кто-то рассказывает, что Питер слишком знаменит своими бродягами, мол, они там страшнее и злее, чем в других населенных пунктах нашей страны, и отношение к городу перекочевало в футбол. Кто-то говорит, что питерские фанаты первыми стали брать на выезды привезенные из Швеции и Финляндии (вот оно, окно в Европу!) рюкзаки. И выглядели как люди, которые ушли из дома. Плюс на рубеже 1980–1990-х команда не имела постоянной прописки, болтаясь между высшей и первой лигами.
«За «мешков» и тем более за «бомжей» можно легко получить в репу, так что поаккуратнее», – любезно предупреждает посетителей одна из питерских фанатских гостевых в Интернете. Армейская и спартаковская ирония решительно несвойственна зенитовцам.
ДИКАЯ ДИВИЗИЯ И СИБИРСКИЕ ОРЛЫ
В 2000 году махачкалинский «Анжи» ворвался в элиту российского футбола. Команда Гаджи Гаджиева играла в красивый, атакующий футбол, держалась на воспитанниках местного футбола – Нарвике Сирхаеве, Будуне Будунове, Руслане Агаларове и получила за свой напор прозвище «дикая дивизия». В первый сезон на своем поле команда проиграла лишь однажды – чемпиону, «Спартаку», а бронзовых медалей лишилась лишь из-за судейской ошибки на последней минуте матча заключительного тура с «Торпедо». Проверить, прижилось ли прозвище и насколько оно соответствует облику современного «Анжи», можно будет уже в нынешнем сезоне – махачкалинцы снова в элите российского футбола.
Другой новобранец премьер-лиги – «Сибирь» носит гордое прозвище «орлы». Когда в 2006 году футбольный клуб из Новосибирска ожидал ребрендинг и вместо «Чкаловца» появилась «Сибирь», эмблемой клуба решили сделать гордую птицу, которая является одной из достопримечательностей региона. За четыре года «Сибирь» сумела сделать то, чего не смог сделать «Чкаловец» за всю свою 30-летнюю историю – подняться в высший дивизион.
А вот еще одна сибирская команда носит полулегальную кличку «валенки». «Томь» заслужила это прозвище не слишком интеллектуальной, на взгляд фанатов других команд, игрой (тупой, как сибирский валенок), а также тем, что во время мартовских и ноябрьских матчей на томском стадионе без валенок не обойтись, особенно если ты приехал со своей командой с теплого Кавказа.
Слишком большим преувеличением стало прозвище «кепки» для ФК «Москва», намекающее на дружеские отношения между мэром столицы и бывшим зиловским клубом. Увы, в трудную минуту столичный градоначальник не протянул руку помощи клубу, названному в честь подшефного города.
P.S.
И все-таки факт остается фактом. У российских клубов развиты негативные прозвища. Даже те, на которые болельщики уже не обижаются, а, напротив, подбирают под них символику клуба, все равно остаются жаргонными. Пусть и неоскорбительными в данный момент. Трудно себе представить, чтобы в новостных колонках встречались слова: «Павлюченко снова стал «мясным», «Воронин перешел в стан «ментов», «Мэтью Бут перестал быть «крысой». «Руни остается «красным дьяволом» – такую новость представить куда проще.
ДОСЛОВНО
Мартин ШТРАНЦЛЬ, защитник «Спартака»:
– «Спартак» называют «мясом»? Слышал, да, но не считаю, что это прозвище клуба. Красно-белые еще как-то подходят для этого, но «мясо»… Вот я играл за «Мюнхен 1860», и нас называли «львами», потому что на эмблеме клуба был изображен лев. А в «Спартаке» никакого куска мяса на эмблеме нет…
КТО КАК ОБЗЫВАЕТСЯ В РОССИЙСКОЙ ПРЕМЬЕР-ЛИГЕ
Команда |
Прозвище |
Амкар |
– |
Анжи |
«дикая дивизия» |
Динамо |
«менты», «мусора» |
Зенит |
«бомжи», «мешки» |
Крылья Советов |
«Крылышки», «крысы» |
Локомотив |
«паровозы» |
Москва |
«кепки» |
Ростов |
«сельмаш» |
Рубин |
– |
Сатурн |
«инопланетяне» |
Сибирь |
«орлы» |
Спартак |
«мясо», «свиньи» |
Спартак-Нальчик |
– |
Терек |
– |
Томь |
«валенки» |
ЦСКА |
«кони» |