«Чхоллима», «тюрьма» и «гаджет от Ким Чен Ира»
Пока легионеры массово покидают РПЛ, а руководители РФС пытаются опротестовать отстранение наших сборных и клубов от международных соревнований, наше партнёрское издание «Плеймейкер» рассказывает о том, как устроен футбол в Северной Корее – стране, которой не привыкать к тотальной изоляции.
ОБЛИКО МОРАЛЕ
В 1966 году сборная КНДР впервые приняла участие в чемпионате мира. Ее дебют сразу стал сенсацией. В группе северокорейцы уступили сборной СССР (0:3), сыграли вничью с Чили (1:1), а в последнем туре неожиданно одолели итальянцев (1:0) – и прошли в четвертьфинал. Газеты писали, что в Италии были так злы из-за вылета сборной, что в аэропорту Рима закидали своих футболистов помидорами.
В плей-офф сборная КНДР попала на Португалию. И уже в первые 24 минуты отгрузила в ворота соперника три мяча! Правда, потом Фортуна отвернулась от команды, которую на родине в Пхеньяне называли «Чхоллима» — по имени мифического крылатого коня, такого быстрого, что он улетел на небо (в КНДР его именем называют также стахановское движение, линии метро и прогресс страны в целом). Португальцы во главе с великим Эйсебио отыгрались и завершили матч победой – 5:3.
На родине сборную КНДР вместо поздравлений… ждала тюрьма — так утверждал французский политолог Пьер Ригуло, автор книги «Северная Корея: последний ГУЛАГ». По его словам, перед отъездом из Англии корейские футболисты зашли в паб. Слетев с катушек от свободных нравов Европы, они напились и стали приставать к женщинам. В Пхеньяне посчитали это ударом по престижу страны. Все игроки сборной, кроме одного, были приговорены к различным срокам заключения. Единственным счастливчиком стал нападающий Пак Ду Ик – автор гола в ворота итальянцев. По словам Ригуло, футболист пропустил вечеринку в британском пабе из-за недомогания. Тюрьму ему якобы заменили работами на лесоповале.
Сам Пак Ду Ик опровергал версию Ригуло. Он заявлял, что репрессий в отношении футболистов не было. Позже на родине он сделал карьеру спортивного администратора: в 2008 году Пак Ду Ик нес факел Олимпиады как представитель КНДР. Интересно, что в 92-м в Азии вышли мемуары Кан Чхоль Хвана, беженца из Северной Кореи. В своей книге он утверждал, что на родине сидел в тюрьме вместе с капитаном сборной-1966 – футболистом Пак Сын Джином…
НАШ ТРЕНЕР – ВЕЛИКИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КНДР
Второй – и последний на сегодня – раз сборная КНДР появилась на чемпионате мира в 2010 году. Она проиграла во всех трех матчах группы. Соперниками «Чхоллимы» были Бразилия, Португалия и Кот-д’Ивуар. Главный тренер сборной Ким Джон Хун прилюдно повинился за проигрыш. «Это моя вина. Выбрали неправильную стратегию. Тактические схемы не оправдали себя», — заявил он на пресс-конференции перед возвращением сборной на родину.
Интересно, что ранее британские СМИ приводили другие слова Ким Джон Хуна. Он, якобы, утверждал, что во время игр сборной получает советы по тактике от самого Ким Чен Ира — Великого Руководителя КНДР, как официально звучал его титул (Ким Чен Ир умер в 2011 году, передав правление своему сыну Ким Чен Ыну).
По словам журналистов, тренер рассказывал, что общается с лидером страны с помощью незаметного устройства, напоминающего мобильный телефон. Тот смотрит игру из Пхеньяна, а по связи дает наставления по схемам расположения игроков и заменам. Само устройство, якобы, тоже разработал лично Ким Чен Ир – чтобы оперативно корректировать игру сборной, которой никак нельзя запятнать честь страны.
После провала на ЧМ-2010 в европейских СМИ написали, что тренера сборной тоже отправили на каторжные работы. Якобы, в наказание Ким Джон Хун несколько месяцев работал на стройке по 14 часов в день. Эту информацию позже опроверг сам тренер, а вместе с ним и Зепп Блаттер, тогдашний президент ФИФА. По его словам, федерация провела расследование и не нашла подтверждения фактам репрессий.
ВОЗДУХ СЕВЕРОКОРЕЙСКОЙ СВОБОДЫ
Официально сборная КНДР состоит в Азиатской конфедерации футбола (АФК). Эта структура проводит в Азии и Австралии квалификации на чемпионаты мира, организует клубные турниры и раз в четыре года устраивает Кубок Азии.
Материнской организацией АФК считается ФИФА. Поэтому сборную КНДР, которая играет в азиатских кубках, даже можно назвать абсолютно свободной в футбольном смысле. В отличие от сборной России, которую отстранили от всех турниров под эгидой ФИФА и УЕФА.
Внутри КНДР существует несколько футбольных лиг. Главная из них – Премьер-лига, в которой сегодня объединены 13 команд. Подобно тому, как это было в СССР, все они распределены по ведомствам. К примеру, клуб «Амноккан» приписан к местному КГБ, «Джеби» — к военно-воздушным силам, «Кигванчха» — к Министерству железных дорог. Своя команда есть и у Социалистического союза молодежи (ранее — Кимирсенско-Кимченирский союз молодежи) – «Хваэбуль».
Но безусловный лидер местного чемпионата – команда «25 апреля», которая числится на балансе Корейской Народной Армии. Этот клуб — условный аналог российского ЦСКА. Он становился чемпионом страны 17 раз. Возможно, на успех влияет право клуба призывать в свои ряды лучших игроков других команд – вручая им повестки в армию или присваивая воинские звания.
Главные матчи внутреннего чемпионата проходят на Стадионе Первого Мая в Пхеньяне. Это гигантское строение, напоминающее по форме цветок магнолии, способно вместить 114 000 зрителей. Больше только стадион Нарендра Моди в Индии (132 000). Есть еще знаменитый Страговский стадион в Праге (220 000), но сегодня его используют лишь как тренировочную базу.
Ключевые матчи местного чемпионата транслирует Корейское Центральное Телевидение (КЦТВ), часто – с опозданием на день. В 2010-м в КНДР впервые показали прямую трансляцию с ЧМ. Идея провалилась: сборная Северной Кореи в прямом эфире проиграла португальцам со счетом 0:7…
ХОЛОДИЛЬНИК КАК ТЛЕТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ЗАПАДА
Несмотря на закрытость, в северокорейском футболе есть и легионеры, которые играют в Европе. Правда, таких — единицы.
В 2008 — 2010 годах за «Ростов» выступал Хон Ен Чо – тогдашний капитан сборной КНДР. По окончании контракта, он изъявил желание вернуться на родину. А чуть ранее, в 2006 — 2008 годах за «Крылья Советов» выступал северокореец Цой Мин Хо. По легенде, самарскому клубу пришлось писать письмо высшему руководству КНДР. Они объясняли, что появление Цоя в их рядах «поднимет престиж КНДР в глазах всего мира».
В итоге футболиста отпустили в Россию. Но только потому, что руководству партии понравилось название команды – «Крылья Советов». Оно отсылало к их любимому летающему коню Чхоллима.
Одноклубники Цоя в Самаре вспоминали, что тот жил в спартанских условиях – маленькой комнате в отеле, без холодильника и телевизора. За футболистом неотступно следовал еще один человек (он же делил с ним жилье) — приставленный следить за его моральным обликом агент министерства госбезопасности КНДР.
Таков он: футбол в изоляции по-северокорейски.