Кто такой Сергей Липатов? Почему он задержан? И при чем тут «Локомотив»?
В новостных лентах, сообщающих о задержании одного из ближайших соратников Владимира Якунина, «Локомотив» упоминается вскользь – да, Липатов был председателем совета директоров с 2006 по 2009 год. Но задержан (а по некоторым данным – уже и арестован) он не за это.
«Межтрастбанк», по подозрению в хищении средств из которого и задержан бизнесмен (он входил в совет директоров этого банка, и по сообщениям прессы, показания против него дал председатель правления «Межтрастбанка» Игорь Бойков, задержанный ранее) – все-таки совсем не публичный бизнес. Но Липатов, помимо того, что банкир и бизнесмен – еще и оставил определенный след в спортивной жизни России. Именно об этом сегодня имеет смысл вспомнить.
Во-первых, близкая связь Липатова с Якуниным – секрет Полишинеля. Баннеры и ложи компании «Транстелеком» (занималась развитием опто-волоконной связи, преимущественно вдоль железнодорожных путей, 100-процентным владельцем является РЖД) появились на стадионе «Локомотив» задолго до прихода Липатова в клуб. «Транстелекомом» он руководил с 2002 по 2010 год, и покинул его практически одновременно с «Локомотивом». В годы своей активности «Транстелеком» был спонсором не только «Локомотива», но и Кубка Содружества по футболу (турнир чемпионов стран бывшего СССР, проводившийся зимой в Москве).
Председателем совета директоров московского клуба Липатов стал с подачи Якунина. Все хорошо помнят, что президентом клуба тогда был его нынешний тренер Юрий Семин, а тренировал команду Анатолий Бышовец. Олимпийский чемпион Сеула разругался с лидерами «Локомотива» Дмитрием Лоськовым и Вадимом Евсеевым, удостоился отповеди (как и Липатов) от клубной легенды – уж завершившего карьеру Сергея Овчинникова. Бышовца подозревали в том, что в клубе принята практика финансовых отчислений тренеру от высокооплачиваемых игроков за попадание в состав. Примерно то же самое рассказывали об огромном тренерском штабе Бышовца (у «Локомотива» тогда были тренеры по отдельным игровым позициям). Дальше разговоров дело не пошло, но в том «Локомотиве» (а руководящий тандем у Семина и Бышовца сложился как у кошки с собакой) вообще происходило много необычного.
Финансовое положение клуба было довольно стабильным, он проводил предсезонный турнир «Кубок РЖД» с участием «Милана» и «Реала» (сам Липатов оценивал затратную часть сметы в 6 млн евро), подписывал дорогостоящих новичков, и вообще был довольно благополучен. Единственным спортивным достижением того «Локомотива» стал Кубок России, выигранный в 2007-м. Шотландский нападающий Гари О’Коннор еще долго рассказывал в интервью, как купил себе дорогой спорткар на одну только премию за победу в финале. Денег «Локомотив» не жалел, правда, порой тратил их довольно странно. Самым высокооплачиваемым футболистом (опять-таки по словам Липатова) был Малхаз Асатиани, а нападающему Эрику Корчагину (7 матчей, 149 минут на поле, 0 забитых мячей), по слухам положили оклад в 4 раза больше, чем в его прежнем клубе – нальчикском «Спартаке».
Анатолий Бышовец тогда все обвинения в «коммерческой деятельности» отверг, заявив, что «нет предела человеческой мерзости». Некоторые СМИ провели собственные расследования, и убедились, что это в самом деле так, и что дыма без огня, скорее всего, не бывает, но на фоне набиравших тогда силу «Зенита» и «Рубина» – вся эта тема ушла в тень. Сергей Липатов однажды звонил автору этих строк, желая все-таки прояснить ситуацию в команде, но желание так и осталось только желанием.
Гораздо менее известна широкой публике другая история – операция по извлечению клубных акций. До 2009-го 70% принадлежали РЖД, оставшиеся 30 – Валерию Филатову и Юрию Семину. В 2009-м с подачи Липатова была проведена допэмиссия, после чего доля Семина и Филатова уменьшилась в 6 раз (а вскоре «Транстелеком» оказался владельцем 95% акций «Локомотива»). Семин тогда очень разочаровался в новых руководителях клуба, посчитал, что его «кинули», и во второй раз отправился в киевское «Динамо».
После ухода из «Транстелекома» и «Локомотива» Липатов был совладельцем девелоперской компании «Грас», занимавшейся застройкой в Сочи. Там тоже не обошлось без влияния Якунина – совладельцем «Граса» был Андрей Крапивин, в 2007-м бывший директором очередной «дочки» РЖД – Первой грузовой компании.
Ну а затем случился «Межтрастбанк», имевший всего 4 офиса, и 3 банкомата. Забавно, что одним из его клиентов являлся брат экс-президента Югославии Слободана Милошевича. Лицензия у этого банка была отозвана 29 января 2016-го. А уже в июле Центробанк отправил в правоохранительные органы информацию о признаках хищения средств. С тех пор кто-то пошел на сделку с следствием, кто-то сбежал за границу, а кто-то, как Липатов, оказался застигнутым врасплох уже осенью 2017-го. Сам Сергей Владимирович своей вины не признает. Во всяком случае, пока. Так же было и в «Локомотиве», где он предпочитал говорить только об успехах.